Главное меню:
Юбилей земляка.
(опубликовано – газета “Вечерний звон”, 2005 г. )
70 лет назад у Владимирской губернии отобрали г.Гаврилов Посад и прилегающие к нему земли. Он отошел к Иваново-
Ю.Белов.
Народный артист СССР Алексей Васильевич Жильцов…Полвека провел он на сцене прославленного театра(МХАТ), сыграв 70 ролей в разных спектаклях. Любителям театрального искусства старшего поколения он известен также по многочисленным теле-
Родился А.В.Жильцов в
В сельской школе будущий актер впервые соприкоснулся, очевидно, и с драматическим искусством. При школе Шумиловской активно действовал драматический кружок, которым руководил один из первых её выпускников Н.А. Ананьин – на тот период студент Льежского университета. На сцене ставились спектакли по произведениям русской классики, их зрителями были жители села, однако представления давались и в пожарном депо Гаврилова Посада. На Алешу Жильцова сценическое действо производило впечатление, а игра увлекала, волнуя мальчишеское воображение. И задатки к лицедейству у него были…
По окончании начальной земской школы А.Жильцов становится учащимся четырехклассного городского училища, открывшегося в Посаде в 1909 году. Богатые и именитые горожане, приложившие много усилий для повышения статуса городского училища, сумели привлечь в его стены сильных педагогов. Успешно закончив училище, Жильцов продолжил образование в Иваново-
“Увидев первую оперу с Шаляпиным, – вспоминал Алексей Васильевич, – я уже не мог пропустить его выступлений”.
И где тогда ему – крестьянскому парню – было знать, что всего через 6 лет Ф И.Шаляпин будет восторженно смотреть “Принцессу Турандот” с его, Алексея Жильцова, из Суздальского уезда родом, участием. В Москве! Причем, сразу в трёх ролях – Мудреца, Измаила и Тимура.
Революция застала Алексея в солдатской шинели рядового штаба Петроградского гарнизона. Секретарь полкового комитета, он был в гуще событий. В апреле 1918 года, закончив прерванную учебу в электротехнической школе, Жильцов перебирается в Москву, где вскоре из-
Находясь в первом списке, как тогда говорили, новой советской интеллигенции, A. Жильцов имел широкие возможности для выбора поприща. Но – увлекли театр, искусство. Алексей поступает в студию Е.Б.Вахтангова. В те бурные годы возникало много театральных студий, в том числе руководимых артистами Художественного театра: Первая, Вторая, Третья, Четвертая, Чеховская, Грибоедовская, Шаляпинская…
Вдохновителями были К.С.Станиславский и его ученик Е.Б.Вахтангов. Преподавателями в студиях были Л.Леонидов,
B. Лужский, Н.Массалитинов, М.Чехов, А.Дикий, Б.Сушкевич и другие актеры, считавшие своей миссией распространение системы воспитания актера по системе Станиславского. Лекции для студийцев читал и сам Константин Сергеевич, сопровождая показами.
Работа А.Жильцова над первыми ролями: Никиты из пьесы Л.Н.Толстого “Власть тьмы”, Андрея Белугина(“Женитьба Белугина” А.Н.Островского), Генерала (“Свадьба” А.П.Чехова) получила высокую оценку Евгения Багратионовича Вахтангова. На третьем году работы в студии был создан знаменитый спектакль “Принцесса Турандот”, принесший славу гениальному режиссеру и педагогу и ставший лебединой песней Е.Б.Вахтангова. На премьере звучали слова восторгов, признания, но постановщик их не слышал – он уми¬рал в расцвете творческих сил. В 39 лет… Студия осиротела. Но дело не пропало! Спектакли, поставленные Вахтанговым, имели успех. Когда основная труппа МХАТа во главе с К.С.Станиславским уехала на гастроли в Америку, студийцы (ученики Вахтангова) стали выступать на мхатовской сцене. И тогда на их спектаклях перебывали все любители театрального искусства. Пришел однажды посмотреть “Принцессу Турандот” сам Ф.И.Шаляпин, а после окончания спектакля провел со студийцами всю ночь. На той встречебыл и А.В.Жильцов. С Шаляпиным судьба сводила его и позже. Главное, что он стал актером.
После триумфальных гастролей в Америке и Европе, Художественный театр возвращался в Москву. На все приглашения остаться и работать за границей К.С.Станиславский отвечал отказом.
“Настоящее искусство театра возможно только в России, – говорил реформатор театра, – в других странах есть артисты, но настоящего искусства театра нет. Мы вышка”.
Тем не менее часть артистов осталась-
Продолжилась творческая жизнь, насыщенная постоянным трепетным трудом, учебой у мастеров, исканиями и мечтами о новых интересных ролях. Было немало и трудностей.
Почти одновременно с поступлением на сцену МХАТа началась режиссерская и педагогическая деятельность Алексея Васильевича в студиях, клубах. Например, в 1927 году он основал Студию народно-
А.В.Жильцов осуществил десятки постановок на радио и телевидении, большинство по собственным сценариям. Среди них: “На Двинских берегах”(к 250-
Всегда, чем бы ни занимался и где бы ни находился, Алексей Васильевич помнил о своей малой Родине, всей душой стремился к родной земле. Делом и советом помогал землякам в создании краеведческого музея в Гавриловом Посаде в начале 1960-
Умер народный артист СССР А.В.Жильцов в конце февраля 1972 года. Но память о знатном земляке жива. А уж имя мастера навечно вошло в историю Московского художественного театра, который через несколько лет будет отмечать 100-
Борис ВОЛЧЕНКОВ, научный сотрудник Гаврилово – Посадского краеведческого музея.
.