Главное меню:
Стрелов Аркадий Ефимович, художник, член Союза художников СССР, участник Великой Отечественной войны.
Стрелов Аркадий Ефимович, художник, член Союза художников СССР, участник Великой Отечественной войны.
Стрелов Аркадий Ефимович (1923 – 1994)
Русский и украинский живописец. Родился в деревне Шухра, Ивановская область, Россия. После окончания ВОВ поступил в Ивановское художественное училище, где учился у И. Калашникова, М. Малютина. Участник всесоюзных и республиканских выставок с 1958. Член СХ СССР с 1961. Участник ВОВ, награжден Орденом Красной звезды, боевыми медалями. С 1950 жил и работал в Ялте.
….Родился в деревне Шухра, Гаврилово-
Своеобразие крымского пейзажа, пронизанного солнечным светом, в котором выявляется чистота и полнозвучность естественных цветовых оттенков природы в их тональном единстве, изменили творческий почерк художника.
Полотна, написанные в 60-
Стрелов -
С 1958 года он участник республиканских и всесоюзных выставок. С 1961 года он член Союза художников СССР. Его работы хранятся в музеях Украины, экспонировались в Венгрии, Канаде, Польши, Швейцарии, Японии, США, Греции, Голландии.
„Снег растаял”, 1973 г. картон, масло; 50х70; правый нижний угол „А. Стрелов”
В Ялте он пишет море с перламутровыми бликами солнечного света на водной глади и громоздящиеся над городом горы в лиловой дымке, набегающую янтарно-
Стрелов. Восход.
Стрелов. Море блестит.
.
Стрелов. Порт.
.
Стрелов. После шторма.
Вода — река, озеро, море — присутствует во многих полотнах Стрелова. Он открывает бесчисленное множество ее оттенков и состояние в весеннем разливе рек («Большая вода»), в предгрозовой тяжелой застылости («Сумерки»), в торжественном спокойствии утренней зори, пробивающейся розовым сиянием сквозь серую безликость ночи («Весеннее утро»), в замедленном течении речушки заросшей у берегов осокой и кустами ивняка («Моя родина»),
«Березовая роща», 1976 г. холст, масло; 90х110
.
«Заход солнца на Ай-
.
«Киево-
Стрелов много путешествовал по стране: Заполярье, Кольский полуостров, Черниговщина, исходил пешком Ивановскую и Владимирскую области.
«Река», последняя четверть ХХ в. холст, масло; 43,5х66,5
.
«Сбор клубники», 1960 г. картон, масло; 47х68
.
Стрелов. Берёзовый ситец.
Незамысловатые сюжеты пейзажей («Весенние березы», «Первая зелень») открывают красоты мира.”
Стрелов. Весенний день.
Стрелов. Вода прибывает
Стрелов. Волга
Стрелов. Натюрморт с грушей
Стрелов. Натюрморт с сиренью
Стрелов. Озёра
Стрелов. Осенние виноградники Ай-
Стрелов. Осень на Дарсане
Стрелов. Сирень
Стрелов. Сумерки
Аркадий Стрелов. “Мир поэтических ассоциаций”. Журнал “Антиквар” №5 (63) май 2012.
Живописец Аркадий Ефимович Стрелов родился в 1923 году в деревне Шухра Ивановской области; здесь он провел детство и юность. Незадолго до начала войны пошел на завод токарем. В 1942 году девятнадцатилетним мальчишкой ушел на фронт. Воевал на Северо-
Имел боевые награды – Орден Красной Звезды, медаль за оборону Сталинграда и медаль за освобождение Праги. Однако о войне не любил говорить, вспоминал часто, но очень скупо и сдержанно. Что особенно ценили его ялтинские коллеги – Аркадий Ефимович никогда не пытался использовать свое военное прошлое в мирной жизни, он был скромен до аскетизма. Тем не менее, у всех знавших его сложилось впечатление, что война перемолола всю его жизнь…
Никто из ныне живущих крымских художников уже не помнит, как Стрелов выбирал свой путь, а может быть, он по своей привычке и не рассказывал, но после демобилизации Аркадий Ефимович поступил в Ивановское художественное училище.
Уже в середине века Ивановское художественное училище (ныне Ивановское Областное художественное училище им. М.И.Малютина) стало в один ряд с лучшими учебными заведениями страны. Одним из его организаторов был талантливый художник-
Стрелову необыкновенно повезло – его учителями становятся М.И.Малютин и И.Д.Калашников. Учителя привили начинающему художнику серьезное отношение к живописи и к пейзажному жанру в особенности – все в работах Стрелова сбалансировано и продумано. Начиная с ранних произведений, Аркадий Ефимович демонстрирует не только глубокое понимание природы и любовь к ней, но и серьезную работу над каждым картоном и холстом при выборе сюжета, построении композиции, цветовом решении. В его творчестве навсегда сохранится влияние лучших традиций русской пейзажной живописи начала XX века.
В 1950 году по распределению после диплома молодой художник приезжает в Ялту. Как показывает опыт, редкий живописец, попав в Крым, возвращается потом в родные места. Так же произошло и со Стреловым – он обрел в Крыму вторую родину.
Стрелов много и напряженно работает. Буквально с первых лет после приезда в Ялту А.Е.Стрелов становится постоянным участником городских и областных выставок, а с 1958 года он принимает участие в республиканских и всесоюзных выставках и уже в 1961 году вступает в Союз Художников.
Несмотря на замкнутость и фронтовую привычку к немногословию, Аркадий Ефимович встречает новых друзей, знакомится со многими крымскими художниками. Именно они сегодня могут вспомнить Стрелова – человека, восстановить его образ в нашей памяти. Главным человеческим качеством А.Е.Стрелова, о котором современники говорят в один голос, была прямота и честность – не умел хитрить, юлить, выслуживаться, не гнался за званиями и наградами, жил только своим искусством и для искусства. Из такого портрета постепенно оформляется и образ живописца, встают на свое место и находят логическое объяснение два различных периода его творчества.
50-
Аркадий Ефимович пробует себя в жанре портрета и натюрморта. («Мальчик за фортепиано», 1964, «Натюрморт с грушами», 1968). Однако, максимальное раскрытия таланта и темперамента художника происходит именно в пейзажном жанре, которому он и посвящает всю свою жизнь.
50-
К началу 70-
Аркадий Ефимович теперь постоянно находится в творческих командировках – то в Заполярье, то на Кольском полуострове, на Волге и в Седневе, на родине – в Ивановской и Владимирской областях. Результатом поездок становятся многочисленные выставки в Крыму и за его пределами. Работы «В саду в Седневе», 1970 и «На Кольском полуострове», 1975 являются прекрасным отражением этого периода творчества.
На этом этапе происходит окончательное формирование «стреловской живописи» – синтез традиций русской реалистической школы и крымского импрессионизма. Складывается узнаваемый авторский почерк и самобытный изобразительный язык. Экспрессивная и широкая манера письма сглаживается, уступая место тонкому, легкому, порой акварельному стилю. В работах становится более заметной графичность – как в четкости линий, так и в композиционных решениях, где уже превалирует рисунок, а не цветовое построение. Автор стремится к простому и ясному сюжету, сдержанной палитре и в то же время, его произведения всегда передают впечатление от природы, поэтичность ее состояний.
Особенно проникновенны и лиричны Седневские зимние пейзажи и виды российского Севера. Природная деликатность колорита находит наилучшее отражение в работах Стрелова. Природа, близкая и любимая с детства, раскрывает перед ним свою поэтичность и неброскую красоту. И в жизни и в творчестве наступает период покоя и философского осмысления прожитого.
Приходит и заслуженное признание – работы художника выставляются в Польше, Франции, Греции, Голландии, Швейцарии, Канаде. Госпожа Накамура приобретает их для своей галереи и показывает в разных городах Японии. Картины А.Е.Стрелова украшают музеи Киева, Севастополя, Симферополя и Иваново.
Аркадий Ефимович активно работает в Ялтинских художественно-
В 80-
Фактическое переосмысление и осознание творчества этого художника происходит в последнее десятилетие. Его работы все чаще появляются в галерейных собраниях, на аукционных торгах, украшают коллекции настоящих ценителей прекрасного. Свежесть, воздушность, прозрачность его пейзажей завораживает. Его живопись остается синонимом хорошего вкуса, проявлением подлинного эстетизма в искусстве.
Искусствовед Елена Самойлова
Журнал “Антиквар” №5(63) май 2012г.