Стрелов Аркадий Ефимович, художник - Гаврилов Посад - городок наш небольшой

Перейти к контенту

Главное меню:

Стрелов Аркадий Ефимович, художник

Логотип сайта



Стрелов Аркадий Ефимович, художник, член Союза художников СССР, участник Великой Отечественной войны.


Стрелов Аркадий Ефимович, художник, член Союза художников СССР, участник Великой Отечественной войны.


Стрелов Аркадий Ефимович (1923 – 1994)




Русский и украинский живописец. Родился в деревне Шухра, Ивановская область, Россия. После окончания ВОВ поступил в Ивановское художественное училище, где учился у И. Калашникова, М. Малютина. Участник всесоюзных и республиканских выставок с 1958. Член СХ СССР с 1961. Участник ВОВ, награжден Орденом Красной звезды,  боевыми медалями. С 1950 жил и работал в Ялте.

….Родился в деревне Шухра, Гаврилово-Посадского района Ивановской области. Здесь, среди раздольных лугов и пашен с тенистыми, прохладными перелесками, прошли первые годы жизни художника. После окончания ремесленного училища в г. Иванове, работал токарем на заводе. В 1942 году ушел на фронт, воевал под Сталинградом, на Курской дуге, дважды был ранен. Победный май 1945 года командир стрелкового взвода, младший лейтенант Аркадий Стрелов, награжденный орденом Красной звезды и боевыми медалями, встретил в Праге. Демобилизовавшись, поступил в Ивановское художественное училище, где его преподавателями были опытные педагоги И.Д. Калашников, М.И. Малютин. Общение с ними укрепило приверженность к традициям русской школы реалистической пейзажной живописи с ее глубокой образной содержательностью. В 1950 году он закончил училище и приехал в г. Ялту.
Своеобразие крымского пейзажа, пронизанного солнечным светом, в котором выявляется чистота и полнозвучность естественных цветовых оттенков природы в их тональном единстве, изменили творческий почерк художника.
Полотна, написанные в 60-70 годах, построены на гармоничном сочетании и тонкой нюансировке немногих серо-зеленых и синих тонов, в них появляется воздух, лишающий объемы застылой резкости.
Стрелов -пейзажист создал свой, только ему присущий образный мир, который вовлекает зрителя в сферу добрых и светлых лирических чувств, отмеченных цельностью отношения к природе.
С 1958 года он участник республиканских и всесоюзных выставок. С 1961 года он член Союза художников СССР. Его работы хранятся в музеях Украины, экспонировались в Венгрии, Канаде, Польши, Швейцарии, Японии, США, Греции, Голландии.




„Снег растаял”, 1973 г. картон, масло; 50х70; правый нижний угол „А. Стрелов”


В Ялте он пишет море с перламутровыми бликами солнечного света на водной глади и громоздящиеся над городом горы в лиловой дымке, набегающую янтарно-зеленую волну прибоя и корабли у причала в серый облачный вечер.




Стрелов. Восход.




Стрелов. Море блестит.


.


Стрелов. Порт.



.


Стрелов. После шторма.


Вода — река, озеро, море — присутствует во многих полотнах Стрелова. Он открывает бесчисленное множество ее оттенков и состояние в весеннем разливе рек («Большая вода»), в предгрозовой тяжелой застылости («Сумерки»), в торжественном спокойствии утренней зори, пробивающейся розовым сиянием сквозь серую безликость ночи («Весеннее утро»), в замедленном течении речушки заросшей у берегов осокой и кустами ивняка («Моя родина»),



«Березовая роща», 1976 г. холст, масло; 90х110
.


«Заход солнца на Ай-Петри», 1990 г. холст, масло; 50х70;
.




«Киево-Печерская Лавра», 1986 г. холст, масло; 60х80;


Стрелов много путешествовал по стране: Заполярье, Кольский полуостров, Черниговщина, исходил пешком Ивановскую и Владимирскую области.



«Река», последняя четверть ХХ в. холст, масло; 43,5х66,5
.



«Сбор клубники», 1960 г. картон, масло; 47х68
.


Стрелов. Берёзовый ситец.



Незамысловатые сюжеты пейзажей («Весенние березы», «Первая зелень») открывают красоты мира.”




Стрелов. Весенний день.




Стрелов. Вода прибывает




Стрелов. Волга




Стрелов. Натюрморт с грушей




Стрелов. Натюрморт с сиренью




Стрелов. Озёра




Стрелов. Осенние виноградники Ай-Петри




Стрелов. Осень на Дарсане




Стрелов. Сирень




Стрелов. Сумерки





Аркадий Стрелов. “Мир поэтических ассоциаций”. Журнал “Антиквар” №5 (63) май 2012.

Живописец Аркадий Ефимович Стрелов родился в 1923 году в деревне Шухра Ивановской области; здесь он провел детство и юность. Незадолго до начала войны пошел на завод токарем. В 1942 году девятнадцатилетним мальчишкой ушел на фронт. Воевал на Северо-Западном фронте, потом под Сталинградом и на Курской дуге. Был дважды ранен, причем после второго ранения попал в тыл надолго. Май 1945 он встретил в Праге командиром стрелкового взвода, а демобилизовался лишь в 1946 году в звании старшего лейтенанта.
Имел боевые награды – Орден Красной Звезды, медаль за оборону Сталинграда и медаль за освобождение Праги. Однако о войне не любил говорить, вспоминал часто, но очень скупо и сдержанно. Что особенно ценили его ялтинские коллеги – Аркадий Ефимович никогда не пытался использовать свое военное прошлое в мирной жизни, он был скромен до аскетизма. Тем не менее, у всех знавших его сложилось впечатление, что война перемолола всю его жизнь…
Никто из ныне живущих крымских художников уже не помнит, как Стрелов выбирал свой путь, а может быть, он по своей привычке и не рассказывал, но после демобилизации Аркадий Ефимович поступил в Ивановское художественное училище.
Уже в середине века Ивановское художественное училище (ныне Ивановское Областное художественное училище им. М.И.Малютина) стало в один ряд с лучшими учебными заведениями страны. Одним из его организаторов был талантливый художник-педагог А.М.Кузнецов, работавший в училище до 1966 года и ставший затем профессором Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова. Его коллеги: ученик В.А.Серова – М.С.Пырин, ученик К.С.Петрова-Водкина – Н.П.Секирин, ученик А.А.Осмёркина – И.Д.Калашников, выпускники Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Академии художеств И.Н.Нефедов, Н.Н.Мельников и другие отдали немало сил и энергии становлению училища. Славу училищу создают и его выпускники М.И.Малютин, Л.Г.Петров, Е.А.Грибов, В.П.Родионов – в последствие Народные и Заслуженные художники России.
Стрелову необыкновенно повезло – его учителями становятся М.И.Малютин и И.Д.Калашников. Учителя привили начинающему художнику серьезное отношение к живописи и к пейзажному жанру в особенности – все в работах Стрелова сбалансировано и продумано. Начиная с ранних произведений, Аркадий Ефимович демонстрирует не только глубокое понимание природы и любовь к ней, но и серьезную работу над каждым картоном и холстом при выборе сюжета, построении композиции, цветовом решении. В его творчестве навсегда сохранится влияние лучших традиций русской пейзажной живописи начала XX века.
В 1950 году по распределению после диплома молодой художник приезжает в Ялту. Как показывает опыт, редкий живописец, попав в Крым, возвращается потом в родные места. Так же произошло и со Стреловым – он обрел в Крыму вторую родину.
Стрелов много и напряженно работает. Буквально с первых лет после приезда в Ялту А.Е.Стрелов становится постоянным участником городских и областных выставок, а с 1958 года он принимает участие в республиканских и всесоюзных выставках и уже в 1961 году вступает в Союз Художников.
Несмотря на замкнутость и фронтовую привычку к немногословию, Аркадий Ефимович встречает новых друзей, знакомится со многими крымскими художниками. Именно они сегодня могут вспомнить Стрелова – человека, восстановить его образ в нашей памяти. Главным человеческим качеством А.Е.Стрелова, о котором современники говорят в один голос, была прямота и честность – не умел хитрить, юлить, выслуживаться, не гнался за званиями и наградами, жил только своим искусством и для искусства. Из такого портрета постепенно оформляется и образ живописца, встают на свое место и находят логическое объяснение два различных периода его творчества.
50-60 годы – первая половина крымской жизни Стрелова и первый этап в его творчестве. Он характеризуется активным поиском и неудовлетворенностью. Несмотря на то, что первый брак художника был очень удачным и в семье рос сын, привычка к «фронтовым 100 граммам» только усиливалась. Недовольство собой выплескивалось в творчестве. Стрелов постоянно ищет, и мучается этим поиском, старается на холсте и в природе найти ту радость и счастье, которые ускользают от него в реальной жизни.
Аркадий Ефимович пробует себя в жанре портрета и натюрморта. («Мальчик за фортепиано», 1964, «Натюрморт с грушами», 1968). Однако, максимальное раскрытия таланта и темперамента художника происходит именно в пейзажном жанре, которому он и посвящает всю свою жизнь.
50-е годы – это время освоения Крыма, его цветовой палитры, световоздушной среды, но, главное, его природы и ландшафтов. После средней полосы России – Ивановской и Владимирской областей Крым видится художнику ярким, красочным, экзотичным. В живописи все чаще присутствуют радостные настроения, палитра постепенно высветляется. Он пишет цветущие сады, летние и осенние фрукты, золотой наряд Крымской осени. Пейзажи решаются композиционно легко, они освобождаются от многоплановости и выхватывают самое главное в данный момент – цветущее дерево на фоне земли, ряды багровых виноградников на фоне гор, рыбачьи баркасы на берегу прекрасно передают Крым в работах «Весенний день» 1956, «У переправы» 1964, «Осенние виноградники Ай-Петри» 1950-е гг.
К началу 70-х годов художественное и человеческое беспокойство достигает своего апогея, и бывший фронтовик кардинально меняет свою жизнь. Друзья и знакомые вспоминают, что поборов свой главный недуг, Стрелов становится совершенно другим человеком. Он начинает больше работать, занимается спортом, складывается новая семья.
Аркадий Ефимович теперь постоянно находится в творческих командировках – то в Заполярье, то на Кольском полуострове, на Волге и в Седневе, на родине – в Ивановской и Владимирской областях. Результатом поездок становятся многочисленные выставки в Крыму и за его пределами. Работы «В саду в Седневе», 1970 и «На Кольском полуострове», 1975 являются прекрасным отражением этого периода творчества.
На этом этапе происходит окончательное формирование «стреловской живописи» – синтез традиций русской реалистической школы и крымского импрессионизма. Складывается узнаваемый авторский почерк и самобытный изобразительный язык. Экспрессивная и широкая манера письма сглаживается, уступая место тонкому, легкому, порой акварельному стилю. В работах становится более заметной графичность – как в четкости линий, так и в композиционных решениях, где уже превалирует рисунок, а не цветовое построение. Автор стремится к простому и ясному сюжету, сдержанной палитре и в то же время, его произведения всегда передают впечатление от природы, поэтичность ее состояний.
Особенно проникновенны и лиричны Седневские зимние пейзажи и виды российского Севера. Природная деликатность колорита находит наилучшее отражение в работах Стрелова. Природа, близкая и любимая с детства, раскрывает перед ним свою поэтичность и неброскую красоту. И в жизни и в творчестве наступает период покоя и философского осмысления прожитого.
Приходит и заслуженное признание – работы художника выставляются в Польше, Франции, Греции, Голландии, Швейцарии, Канаде. Госпожа Накамура приобретает их для своей галереи и показывает в разных городах Японии. Картины А.Е.Стрелова украшают музеи Киева, Севастополя, Симферополя и Иваново.
Аркадий Ефимович активно работает в Ялтинских художественно-производственных мастерских, многие годы является членом Худсовета, который в те годы возглавляет Ф.З.Захаров. Как на фронте, так и в жизни Стрелов ответственен и работоспособен, отличный товарищ, глубоко порядочный человек. С годами усиливается его ироническое чувство юмора. По сей день в Ялте вспоминают один из Худсоветов, на котором Стрелов участвовал в просмотре работ. Как всегда, работы были разного уровня и Аркадий Ефимович, глядя на очередное посредственное творение своего собрата по цеху, усмехнулся и спросил только: «И что же у Вас работы таких сюзюлевых тонов?» Термин этот прижился и стал нарицательным, как и другие остроты и шутки, пущенные Стреловым.
В 80-е годы А.Е.Стрелов создает много серьезных, запоминающихся работ, некоторые из них можно считать программными для всего творчества автора, например «Осень в Дарсане», 1983 из коллекции галереи «Арт-Бульвар». В каком-то смысле знаковым становится его отношение к морю. Художник и раньше обращался к морской стихии, видам морского берега. В 50-70 годы море было частью пейзажа, фоном для живописных берегов или дальним планом, подчеркивающим красоту и мощь крымской растительности. Теперь же море является главным героем его картин. Стрелов внимательно наблюдает за ним, передает различные его состояния на холсте. Восходы и закаты становятся любимыми мотивами его последних произведений. («Восход», 1994)
Фактическое переосмысление и осознание творчества этого художника происходит в последнее десятилетие. Его работы все чаще появляются в галерейных собраниях, на аукционных торгах, украшают коллекции настоящих ценителей прекрасного. Свежесть, воздушность, прозрачность его пейзажей завораживает. Его живопись остается синонимом хорошего вкуса, проявлением подлинного эстетизма в искусстве.
Искусствовед Елена Самойлова
Журнал “Антиквар” №5(63) май 2012г.

Яндекс.Метрика
 
 
Главная | Гаврилов Посад | Гаврилово-Посадская земля - документы из истории | Документы до 1600 года | Документы с 1601 по 1789 год | Документы с 1790 по 1860 год | Документы с 1861 по 1916 год | Документы с 1917 по 1940 год | Документы с 1941 по 1953 год | Документы с 1954 по 1984 год | Документы с 1985 по 2000 год | Документы с 2001 по 2010 год | Документы с 2011 по 2020 год | Документы с 2021 по 2030 год | Села и деревни района, их история | Исчезнувшие села и деревни, их история | Люди, оставившие свой след в истории Гаврилово - Посадской земли | Культурная жизнь Гаврилово - Посадской земли | Археология Гаврилово-Посадской земли | Книга Памяти Гаврилово-Посадского района | Краеведческие публикации о Гаврилово-Посадской земле | Традиции кузнечного мастерства | Фотоальбомы Гаврилово-Посадской земли | Достопримечательности Гаврилово - Посадской земли | Союз краеведов Ополья | Гаврилово - Посадское благочиние | Главная Карта Сайта
Назад к содержимому | Назад к главному меню