Главное меню:
Шканчиков Яков Васильевич, участник Великой Отечественной войны
Он брал Берлин.
«Броня крепка,
и танки наши быстры.
И наши люди мужества полны.
В строю стоят советские танкисты,
Своей любимой Родины сыны».
Слова этой популярной песни знакомы каждому со¬ветскому человеку. Ими открывается новая документальная повесть генерал-
Автор рассказывает и о нашем земляке Якове Васильевиче Шканчикове, о том, что в танковых формированиях были прекрасные кадры. Эти части пользовались любовью народа. Танкистами становились парни из сел и городов, лучшие трактористы, механизаторы, машинисты, хорошо знакомые с техникой.
Справа-
Яков Васильевич Шканчиков родился в селе Бородино. Он комсомолец 1920-
В 1941 году, когда фашисты напали на нашу Родину, он, как и все советские люди, встал на ее защиту. В этом же году Яков Васильевич Шканчиков вступил в партию. Он участвовал в разгроме фашистов под Москвой, Сталинградом, на Орловско-
– По своей должности, – вспоминает Яков Васильевич, – во время боевых действий я был занят организацией технического обеспечения танкового боя. Это значило, что танки, уходящие в бой, должны быть исправными, укомплектованы всеми необходимыми средствами. Занимался эвакуацией с поля боя подбитых танков. Одна из главных задач – быстро восстано¬вить боевые машины, устранить повреждения и неисправности…
В его обязанность входило и обучение личного состава танковых экипажей.
– Вспоминается такой случай, – рассказывает Яков Васильевич.
– В конце октября 1941 года танк KB, командиром которого был лейтенант С. И. Гофман, не дойдя километра до моста через Волгу (у города Калинина со стороны г. Медное), остановился ввиду возникшей неисправности в топливном насосе. А перед экипажем стояла задача – не дать фашистам переправиться через Волгу на этом участке. Тогда бригадный инже¬нер Романов подвез меня на легковой машине к танку. Я в короткое время устранил неисправность и вместе с экипажем выехал на берег Волги в район моста. Танк открыл огонь по врагам, которые собирались переправиться на левый берег. Около 400 фашистов нашли тогда свою могилу на дне великой русской реки…
Большая ответственность возлагалась на инженерно-
«И это не самовосхваление, – пишет дальше автор книги, – опыта, инициативы, сметливости нашим инженерам и техникам не за¬нимать. Теперь мы в полевых условиях за три-
Днем мастера мчались на «летучках» и вместе с экипажами возвращали в строй поврежденные танки. А ночью техники пробирались на «ничейную» землю, чтобы и там вдохнуть в подбитые танки вторую или третью жизнь и вывезти их с поля боя. Эвакуация машин с поля боя – первая заповедь ремонтников. И они, рискуя жизнью, выполняли ее на полях Белгородщины, Харьковщины, в других местах».
Яков Васильевич Шканчиков дважды награждался орденами Отечественной войны, имеет по два ордена Красного Знамени и Красной Звезды. Он отмечен также медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда» – всего имеет 15 медалей.
В чине подполковника Яков Васильевич ушел в отставку. И хотя был уже не молодым, про¬должал вести общественную рабо¬ту. Был членом Совета ветеранов войны 3-
В селе Бородино жила его мать – Василиса Никитична Шканчикова. Яков Васильевич часто приезжал на родину, поддерживал постоянную связь со своими земляками.
А. Лебедева 1978 г.
ист. И. Антонов. “Гаврилов Посад: ВРЕМЯ И СУДЬБЫ” стр.148-