Назаров Юрий Александрович, профессор - Гаврилов Посад - городок наш небольшой

Перейти к контенту

Главное меню:

Назаров Юрий Александрович, профессор


Назаров Юрий Александрович, профессор


Народный учитель России




Интеграционные процессы в образовании, вызванные общественно-экономической перестройкой в стране, благоприятствовали появлению образова­тельных комплектов, подобных альянсу Волгоградский технический колледж – Международный Славянский институт. В большинстве городов филиалы МСИ существовали как самостоятельные образования, арендуя помещения того или иного учебного заведения. В Волгограде нашелся руководитель, осуществивший глубокую интеграцию двух учебных заведений, создав полнокровно работающий образовательный комплекс. И сделать это мог человек, управленец именно такого масштаба, как директор Назаров, которому за выдающиеся заслуги в развитии отечественного образования 22 ноября 2001 года в Кремле Президентом В. В. Путиным была вручена высокая награда Родины – знак «Народный учитель России».



Ю. А. Назаров после вручения ему Президентом России В. В. Путиным (на снимке слева) знака «Народный учитель России».
Родился Юрий Александрович Назаров 22 августа 1940 года в селе Жадинское Гаврилово-Посадского района. Отец его Назаров Александр Иванович (1905-1942), погиб в Великую Отечественную войну под Москвой. Мать – Назарова Дарья Ивановна (1907 г. рожд.), воспитала восьмерых детей, удостоена звания «Мать-Героиня». Супруга – Назарова Елена Николаевна (1946 г. рожд.), инженер-строитель, преподаватель геодезии колледжа. Дочери: Назарова Татьяна Юрьевна (1971 г. рожд.), Назарова Светлана Юрьевна (1977 г. рожд.). Обе получили высшее экономическое образование. В семье Назаровых два внука – Владислав и Алексей, внучка Вероника.
После окончания Шекшовской школы-семилетки в 1955 году Юрий Александрович поступил в Ивановский коммунально-строительный техникум. Будучи учащимся, участвовал в освоении целинных земель в Казахстане в 1958 году. В 1959 году с отличием окончил техникум и был отправлен на учебу в Волгоградский институт инженеров городского хозяйства. После его окончания в 1964 году служил в рядах Советской Армии.
В студенческие годы работал каменщиком, мастером строительного управления № 7 треста «Волгоградстрой». Под его непосредственным руководством выполнены гранитные работы на многих улицах и площадях города Волгограда, в том числе на главной площади у тракторного завода. Студенческая молодежь неоднократно избирала его секретарем комсомольской организации факультета и комитета комсомола института. Более пяти лет он работал заведующим отделом студенческой молодежи Волгоградского обкома ВЛКМС. Ю. Назаров был делегатом 1-го Всесоюзного слета студенческих строительных отрядов в Москве (декабрь 1966), а также 11 -го Всесоюзного слета в Алма-Ате (май 1979). За особые заслуги в сфере студенческого строительного движения удостоен 11 наград ЦК ВЛКСМ, в том числе двух Почетных знаков ВЛКСМ.
Работу в комсомоле сочетал с преподавательской деятельностью в качестве ассистента, старшего преподавателя кафедры сопротивления материалов Волгоградского института инженеров городского хозяйства (ныне Волгоградская государственная архитектурно-строительная академия).
В 1973 году Ю. А. Назаров возглавил одно из крупных учебных заведений региона – Волгоградский гидромелиоративный техникум (ныне – Волгоградский технический колледж). С первых шагов в качестве руководителя образовательного учреждения он начал внедрять передовые технологии в обучение и воспитание будущих молодых специалистов. Многое «первое» в средней профессиональной школе сделано Назаровым – это кабинетная система обучения, система совместной деятельности педагогического коллектива и органов студенческого самоуправления, общественно-политическая практика студентов, кабельное телевидение в учебно-воспитательном процессе, студенческий санаторий-профилакторий, электронная реклама образования, компьютеризация, Интернет в учебно-воспитательном процессе, лекционные аудитории – амфитеатры. В своей отрасли он первым создал новый тип учебного заведения – колледж, который является передовым, инновационным по многим направлениям обучения и воспитания молодежи. Учебное заведение – девятикратный участник ВДНХ СССР, а его директор удостоен Золотой медали главной Выставки страны (1988) и значком Минвуза СССР «За отличные успехи в среднем специальном образовании СССР» (1985).
За четверть века своей деятельности Ю. А. Назаров создал уникальную учебно-материальную базу колледжа. Построены и введены в эксплуатацию второй учебно-лабораторный корпус, современная учебно-производственная база с мастерскими, авто- и трактородромом, спортивный зал со стрелковым тиром, студенческое общежитие, зал дискотеки с видеобаром. Юрий Александрович в числе первых выступил за интеграцию высшей и средней профессиональной школы и в 1994 году открыл на базе колледжа Волгоградский филиал Международного Славянского института Международного Славянского университета имени Г. Р. Державина. Единый образовательный комплекс «колледж-институт» явился прекрасной формой для последующего образования выпускников, практического осуществления идеи непрерывного обучения молодежи с целью получе­ния диплома специалиста высшей квалификации. Он теоретически и практически обосновал преимущества интеграции как ресурсосберегающей технологии в образовании.
Ему присвоено звание профессора Международного Славянского института. Он кандидат педагогических наук. Его уроки, лекции – это глубокий, совместный поиск истины, момент эмоционального, нравственного обогащения педагога и студента, это театр одного актера, это педагогическая «школа Назарова».
В различных научно-методических сборниках и журналах им опубликовано более 30 работ по проблемам средней профессиональной школы. Он соавтор и редактор 17 брошюр, проспектов, видеофильмов. Им написана и в 1997 году издана книга «Основы менеджмента» (курс лекций для студентов вузов и колледжей).
В декабре 1988 года Ю. А. Назаров был избран делегатом от Волгоградской области на Всесо­юзный съезд работников народного образования. На съезде он выступил со своей платформой перестройки средней профессио­нальной школы. Как член редакционной комиссии участвовал в выработке резолюции и других документов съезда. В 1989 году Юрий Александрович представлял педагогическую общественность региона на Всесоюзной встрече педагогов-новаторов средней специальной школы в городе Москве, где был избран, а позднее утвержден приказом Гособразования СССР председателем Всесоюзного Совета педагогов-новаторов средней специальной школы.
Юрий Александрович Назаров на протяжении многих лет ведет активную, многообразную общественную деятельность. Он являлся депутатом районного, городского, областного советов народных депутатов многих созывов, а в настоящее время – председатель Совета директоров средних профессиональных учебных заведений Волгоградской области, член научно-методического совета НМД СПО Министерства общего и профессионального образования, член редколлегии журнала «Среднее профессиональное образование», член президиума Союза директоров ССУЗ России, член Федерального Совета по среднему профессиональному образованию, делегат VII-го Всеславянского съезда в Праге (июнь, 1998). Совершая поездки в зарубежные страны, знакомился с системой образования Китая, США, Германии, Чехословакии, Финляндии, Кубы, Турции. Пропагандировал лучшие традиции русской, советской профессиональной школы при посещении колледжа многими зарубежными делегациями. В 1997 году принимал в колледже миссию группы европейских экспертов по образованию международной Организации сотрудничества и развития (ОЭСР), которая положительно оценила опыт развития учебного заведения, особенно в направлении интеграции, создания образовательного комплекса «колледж-институт».
Ю. А. Назаров – Заслуженный учитель РФ (1984), Почетный работник среднего профессионального образования России (1998). Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1990), «Знак почета» (1976), тремя медалями.
Свою работу Юрий Александрович считает главным смыслом своей жизни. Нежно любит свою семью, детей, внуков. В редкие свободные минуты стремится побыть на природе. Собрал интересную коллекцию репродукций русских и зарубежных художников. Предпочитает творчество пейзажистов А. Саврасова, Н. Ромадина, восхищается портретами итальянских мастеров эпохи Возрождения, современников – А. Шилова, И. Глазунова. Хорошо знает историю архитектуры. Увлекается дизайном, сам создает прекрасные интерьеры в колледже, на доске мелом без циркуля воспроизводит правильную окружность, много внимания уделяет оформлению учебного заведения. Убежден, что здесь должны и стены воспитывать. Отлично стреляет. Не меняет в одночасье своих убеждений.  Юрий Александрович не без гордости и с глубокой благодарностью воспринял тот факт, что к званию народного учителя России его единогласно представил не только трудовой коллектив, но и директорский корпус сельскохозяйственных средних профессиональных учебных заведений Поволжья. Им более чем кому-либо известен нелегкий труд руководителя, многолетние заслуги Назарова в строительстве образования, его яркий талант управленца и педагога.
Разделить в личности Юрия Александровича организатора и педагога невозможно. Директор Назаров глубоко убежден в том, что руководитель учебного заведения должен быть не только отличным администратором, но и лучшим педагогом. Преподавать он должен обязательно, несмотря ни на какую загруженность. Став руководителем филиала МСИ, Юрий Александрович, преподающий многие годы сопромат, освоил новый предмет – «Менеджмент». Он, менеджер образования с тридцатилетним стажем, как никто другой, имеет моральное и профессиональное право учить студентов науке управления.
Это великая школа, когда учитель имеет моральное право сказать своему воспитаннику: «Делай, как я». Вдвойне учитель счастлив, если ученики исповедуют не только его профессиональные, но, что более важно, – нравственные принципы, идеалы. Личность Юрия Александровича Назарова в нравственном плане многогранна, привлекательна и значима.
Размышляя об интеллигентности, безупречные авторитеты так определяли значение этих понятий: А. Пушкин как «общечеловеческое томление духа», В. Шукшин как «сострадание судьбе народа, неизбежное, мучительное», как «неспокойную совесть». Обладая всеми вышеназванными качествами, Юрий Александрович Назаров прежде всего человек действия. У него бойцовский характер. У всех еще на памяти «война» директора технического колледжа- филиала МСИ с нынешними чиновниками, которые вопреки здравому смыслу хотели разместить у стен учебного заведения автостоянку и киоск. Назаров вместе с коллективом преподавателей и студентов, общественностью микрорайона, при поддержке прессы не позволил свершиться несправедливости.
По итогам 2003 года Ю. А. Назаров получил почетное звание – лучший менеджер года России в сфере профессионального образования.
Юрий Александрович считал и считает, что педагогика – дело, которое нужно делать не только чистыми руками, но и в светлой, чистой атмосфере. Он закипает, сокрушается, когда видит, как телевидение, печать, иные театры развращают молодые души низкопробными поделками. Однажды ему даже приснился сон, что город Волгоград переименован в Мальборо. Он не раз призывал представителей власти, рекламоисполнителей остановить разнузданную рекламу сигарет и спиртного. У стен его родного колледжа зажглась единственная в городе реклама образования. Электронная, красочная – Назаров не пожалел на это денег. Сам скрупулезно сформулировал текст: «Получишь образование – приобретешь будущее. Учись, тебя ждет будущее великой России».
Мне довелось быть в Кремле во время вручения Юрию Александровичу высокой государственной награды. Обращаясь ко всем награжденным, Президент России В. В. Путин сказал, что все они – люди, как правило, скромные и всегда адресуют свои успехи коллективам, в которых трудятся. «И все же, – подчеркнул он, – это прежде всего ваши личные достижения, которыми вы вправе гордиться».
Когда по приезде из Москвы Юрия Александровича поздравляли его коллеги – директора средних профессиональных учебных заведений, он не смог сказать иначе:
- Спасибо вам всем, что я состоялся как народный учитель в нашей благодатной директорской атмосфере.
На вокзале Юрия Александровича встречали дети и внуки, коллеги и студенты. Это было очень символично: две семьи, ставшие в его жизни семьей единой. И хотелось сказать: «Так пусть твой век счастливым будет часом, с любимыми, с друзьями разделен! И пусть твое сердце, как и прежде, будет настроено на любовь к людям».
Л. Москаленко, И. Антонов.
ист. И. Антонов. “Гаврилов Посад: ВРЕМЯ И СУДЬБЫ” стр.277-282


 
Яндекс.Метрика
 
Главная | Гаврилов Посад | Гаврилово-Посадская земля - документы из истории | Документы до 1600 года | Документы с 1601 по 1789 год | Документы с 1790 по 1860 год | Документы с 1861 по 1916 год | Документы с 1917 по 1940 год | Документы с 1941 по 1953 год | Документы с 1954 по 1984 год | Документы с 1985 по 2000 год | Документы с 2001 по 2010 год | Документы с 2011 по 2020 год | Документы с 2021 по 2030 год | Села и деревни района, их история | Исчезнувшие села и деревни, их история | Люди, оставившие свой след в истории Гаврилово - Посадской земли | Культурная жизнь Гаврилово - Посадской земли | Археология Гаврилово-Посадской земли | Книга Памяти Гаврилово-Посадского района | Краеведческие публикации о Гаврилово-Посадской земле | Традиции кузнечного мастерства | Фотоальбомы Гаврилово-Посадской земли | Достопримечательности Гаврилово - Посадской земли | Союз краеведов Ополья | Гаврилово - Посадское благочиние | Главная Карта Сайта
Назад к содержимому | Назад к главному меню