Главное меню:
Касаткин Владимир Васильевич
Касаткин Владимир Васильевич, участник Великой Отечественной войны, художник.
Всем недугам назло.
Сейчас село Лобцово входит в СПК «Маяк». В селе в 73 домах проживают 180 человек.
Местные жители бережно относятся к истории села, помнят тех, кто стойко защищал Родину на фронтах Великой Отечественной войны. Погибшим односельчанам установлен памятник. К его подножию приносят цветы не только в День Победы. Поклониться своим бывшим боевым товарищам, односельчанам приезжают сюда и те, кто по тем или иным обстоятельствам уехал из Лобцова. Нередко, к примеру, бывает на своей малой Родине член Союза художников СССР В.В. Касаткин.
У Владимира Васильевича трудная и интересная судьба. Он принадлежит к поколению, на плечи которого легли все тяготы военного времени и выпало немало испытаний. В детстве он увлекался рисованием. Когда началась Великая Отече-
Как пишет автор альбома «В. Касаткин», вышедшего в 1986 году в издательстве «Советский художник», Наталья Ракова, первые живописные полотна Владимира относятся к началу пятидесятых годов. Он работает художником-
И. Антонов
ист. И. Антонов. “Гаврилов Посад: ВРЕМЯ И СУДЬБЫ” стр.251-
Наталья Ракова
Художник Владимир КАСАТКИН
У художника Владимира Васильевича Касаткина – трудная и интересная судьба. Он, рождённый 28 декабря 1924 года, принадлежит к поколению, на плечи которого легли все тяготы военного времени и выпало немало испытаний. Родина художника – Гаврилов Посад, небольшой город в Ивановской области, расположенный в самом центре России – неподалёку от древнего Суздаля. Здесь прошли его детство, школьные годы, с которыми связаны первые попытки передать в красках или карандаше свои впечатления от увиденного. Увлекался рисованием, как все дети… Просто увлечённость эта была чуть серьёзнее, глубже. Когда началась Великая Отечественная война, ему было шестнадцать лет. В семнадцать, как многие его сверстники, прямо со школьной скамьи он ушёл добровольцем на фронт, боевое крещение принял под Курском летом 1943 года, а в девятнадцать стал командиром стрелковой роты, получил два ранения, в двадцать в боях за освобождение Литвы в 1944 году был в третий раз ранен и контужен, потерял зрение. Перенёс несколько серьёзных операций, после которых в 1945 году зрение удалось частично восстановить. Но велико было желание рассказать людям обо всём пережитом, оно и повлияло на выбор профессии, помогло преодолеть недуг. Молодой Володя Касаткин решил стать художником.
После войны он остался в Литве, в Каунасе: нелегко, наверное, было покинуть край, в котором воевал и где погибли фронтовые товарищи. Учёбу и систематические занятия живописью на время пришлось отложить – страна возвращалась к мирному труду, надо было восстанавливать народное хозяйство…
Первые живописные полотна Владимира Касаткина относятся к началу пятидесятых годов. Это – портреты, картины, посвящённые событиям минувшей войны, реже – пейзажи. Эти работы были выполнены с тщательностью, почти натуралистической достоверностью, подчас даже с очевидной ученической старательностью – в них нет ещё живописной свободы, стройности колорита и композиции. Однако их отличают качества, которые будут свойственны и зрелым произведениям художника и станут характерной чертой творчества в целом: это влюблённость в определённый пейзажный мотив, в свою модель, удивление и восторг перед натурой. С 1954 года художник принимает участие в выставках, сначала городских, а с 1959 года – республиканских.
В 1947 -
Со второй половины семидесятых годов начинается новый этап в творчестве Владимира Касаткина. Для него это время неустанных поисков, напряжённой работы: за неполные десять лет создано много новых полотен. В основном это пейзажи и портреты – его излюбленные живописные жанры. Впечатления от путешествий по стране, поездок в Чехословакию, Италию, от встречи с новыми людьми, коллегами – художниками, интерес к событиям текущей жизни, современному человеку, окружающей его природе, воспоминания о героических днях войны – всё нашло отражение в картинах второй половины семидесятых. В этот период складываются своеобразные черты его живописной манеры, в основе которой – приём письма alla prima по предварительной лёгкой прописке маслом. Выявляются его склонность к простоте композиционных решений, тяготение к тёплым тональным сочинениям, в связи с чем меняется весь цветовой строй его полотен. Художник предпочитает работать тремя – четырьмя красками, при этом он иногда прибегает к комбинации различных живописных техник, используя в качестве основы не только холст или картон, но и бумагу со специально приготовленным тонированным грунтом или фольгу, наклеенную на картон. В результате этих экспериментов ему удалось достигнуть интересных колористических эффектов.
В картинах последних лет художник обретает живописную свободу и раскованность: краска наносится на холст смелыми, энергичными ударами кисти, крупный фактурный мазок уверенно лепит форму, причём часто характер его меняется в зависимости от предмета изображения. …
Если так можно выразиться, Владимир Касаткин принадлежит к художникам «поздней» зрелости, переживающим пору своего расцвета, будучи людьми с богатым жизненным творческим опытом. Не перестают удивлять стремительный рост живописного мастерства, столь явные качественные перемены в его поздних работах, часть из которых нашла своё место в таких художественных музеях как Третьяковская галерея, или Государственный Художественный музей Литвы.
Его портреты очень «немногословны» по своим выразительным средствам: они написаны в сдержанной цветовой гамме, построенные на сочетании коричневато-
P.S. В последние годы, возраст, недуги, связанные с ним и прошлыми военными ранениями ограничили творческую активность мастера, но он принимает деятельное участие со своими картинами в выставках, которые проводит в Литве Союз русских литераторов и художников «РАРОГ». В этом можно убедиться, пролистав станицы данного Интернет журнала.
Пусть данная публикации работ прекрасного художника и чуткого человека Владимира Васильевича Касаткина послужит делу осмысления русского художественного наследия Литвы. Желаем мастеру долгого бытия с нами на поприще высокого художественного искусства.
Картины члена Союза художников России, а также Союза художников Литвы Владимира Васильевича КАСАТКИНА:
Касаткин-
Касаткин-
Касаткин-
Касаткин-
Касаткин-
Касаткин-
Касаткин-
Касаткин-
Касаткин – Отец и сын Шимонисы
Касаткин – Густав Синкер из Праги-
Касаткин – Портрет жены-
Касаткин – Архитектор А.Асенов-
Касаткин – Словачка из Кошице-
Касаткин – Стоматолог А.Каралюнене-
Касаткин – Учительница В.Чигинскайте-
Касаткин – Кавалер десяти орденов Г.М. Фанталов-
Касаткин -
Касаткин – Туркменка-
Касаткин – Портрет воспитательницы-
Касаткин – Перед спектаклем-
Касаткин – Кузнечный цех-
Касаткин – Хоккей-
Касаткин – Освобождение Каунаса
Касаткин – Освобождение Шауляй-
Касаткин – Смерть командира-
Касаткин – Победа под Жальгирисом-
Касаткин – Земля моего детства. Гаврилов-
Касаткин – Ячменное поле. Суздаль-
Касаткин – Покров на Нерли
Касаткин – Утро в Ярославле-
Касаткин – Ростов Великий-
Касаткин – Кирилло-
Касаткин – Загорск-
Касаткин – Кижи-
Касаткин – Псков. Средняя башня-
Касаткин – Северный подъезд к гостинице Россия, 1982 г.-
Касаткин – Старый Каунас-
Касаткин – Таллин-
Касаткин – Галерея Уффици во Флоренции-
Касаткин – Осенний дождь во Львове-
Касаткин – Синагога 12 века в Праге-
Касаткин – Театр Ла Скала, Милан-
Касаткин – Уголок Вильнюса-
Касаткин. Ресторан Меридиан в Клайпеде, 1978 г.-
Касаткин – Усадьба Архангельское под Москвой-
Касаткин – В Нижнем парке усадьбы Архангельское под Москвой-
Касаткин – Гурзуфский пейзаж-
Касаткин – Сочи, у моря-
Касаткин – Приморские сосны-
О Владимире Касаткине
Автор: Эляна Суодене, Валентина Боцуло
НАВЕКИ РАНЕННЫЙ ВОЙНОЙ
Часто в городе можно встретить этого человека – фигура вся устремлена вперёд, походка даже сегодня стремительна. Ветеран войны, художник с мировым именем Владимир Васильевич Касаткин – каунасец. Сегодня, в канун Великого Дня Победы над фашизмом, как дань величайшего уважения и признательности Мастеру, прославившего наш город в своих полотнах, неутомимого собеседника кардинала В. Сладкявичюса, автора широко известной картины, посвящённой Грюнвальдскому сражению, с пожеланиями здоровья, жизненных и творческих успехов, редакция предлагает читателям небольшой экскурс в жизнь и творчество Художника. Владимир Васильевич Касаткин – сын русского офицера царской армии.
Ребёнком Касаткин чудом избежал смерти, а юность прошла на полях сражений. Три тяжёлых ранения и контузия дают о себе знать и сегодня. После войны художник теряет зрение, однако судьба милостива к будущему Мастеру – зрение вернулось.
С 1947 года Художник живёт в Литве, ставшей ему второй Родиной. Здесь он работает театральным художником, участвует в многочисленных выставках. Художник немало может поведать о неизвестных широкому кругу деталях создания послевоенного литовского театра – например, о том, как бесценные сегодня декорации работы Добужинского в те времена уничтожались, когда отживал свой сценический срок спектакль.
Из Каунаса В.В. Касаткин был приглашен в Одессу на должность главного художника города – читатель, прикиньте в уме, какого масштаба личность могла стоять в качестве первого главного художника Одессы! Несомненно, яркость, самобытность натуры, способность мыслить концептуально, глобально и самостоятельно были налицо!
Касаткин – Портрет кардинала В.Сладкявичюса
Взгляните, читатель, на портрет кардинала В.Сладкявичюса, принадлежащий кисти В.Касаткина – и Вы увидите, что столь глубинное чувство внутренней сосредоточенности и просветлённости может быть передано только таким Мастером, которому самому подобные состояния души человеческой сродни!
Некий трансцендентный покой и смиренность, некая нежность ко всему тварному и нетварному отражена на этом удивительном лице кардинала!
И совсем другая энергетика пронизывает другое полотно кисти Владимира Касаткина – написанное в 1981-
Касаткин – Витязь на коне (Победа под Жальгирисом).
Это были времена так называемого застоя, когда столь немногие литовские художники решались представлять Витаутаса в качестве национального героя – в центре картины с мечом в руках на коне! Ведь в столь многих культурных традициях Витязь на коне – это символ государственности! Заступился тогда перед функционерами от искусства за художника профессор скульптор Константинас Багдонас.
Да, да, написать это художественное полотно, выделив Витаутаса в центре картины, а все остальные фигуры скомпоновав треугольником и подчинив ему, князю Великому Витаутасу, Мастера побудило патриотическое чувство – чувство признательности и любви к Литве, чувство исторической справедливости – по свидетельству самого художника, замысел создания картины возник после просмотра кинокартины «Крестоносцы» польских кинематографистов, посвящённой этой теме, где победа всецело почти приписывалась Йогайле!
Чтобы написать эту работу, художник обратился к историческим хроникам – на русском, литовском, польском, немецком, чешском, татарском и других языках!
Касаткин – Мальчишки
Когда думаешь о судьбах русской интеллигенции, немало сделавшей для прославления Литвы в Европе и мире, видишь и связь времён – узнав, что, войдя в часовню Его Преосвященства кардинала Сладкявичюса Владимир Васильевич Касаткин воскликнул: “Как здесь прекрасно, я бы здесь крестился!“, а по истечении некоторого времени действительно был крещён кардиналом В. Сладкявичюсом, кардинал тогда же окрестил и внучку Художника Владу-
Вот они – истинные сердца и умы, принадлежащие всему миру как предел парадигмы человеческой, вот они – пассионарии, способные умом и сердцем своим объять и любить весь мир, обогащая и нас своими переживаниями и осмыслением дней прошлых, будущих, а также дня сегодняшнего!
Художник Касаткин – эрудит, прекрасно знает как русскую литературу, так и всемирную историю живописи. Так, рассказывая о проблемах, возникших при написании портрета кардинала В. Сладкявичюса, художник обронил, что труднее всего было передать колорит красного цвета облачения Его Преосвященства . “Только Эль Греко удалось овладеть красным цветом!»
Касаткин – Собор
Да, действительно, художник передаёт прозрачность и неба, и воды на многочисленных своих полотнах. Кисти художника принадлежат работы, где запечатлена старая архитектура России, Литвы и Европы.
А сколько православных икон художник прямо-
Касаткин – Дождь
...Третьяковской галерее, пожелавшей приобрести работы художника, выполненные, как и подобает воистину Мастеру!
Касаткин – Старый Каунас, 1990 г.
Касаткин – Париж, 1992 г..
Кисти художника Касаткина подвластны не только секреты импрессионизма, он является признанным мастером портрета:
Касаткин – Портрет жены-
Автопортрет
Также картины художника находятся в Центральном Историческом музее в Москве, Красная площадь 1 и в Центральном музее Великой Отечественной Войны на Поклонной Горе. Участие во многих всесоюзных выставках приносит признание в Большом искусстве. Союз художников СССР в Москве издает в 1981 году подборку открыток его работ, в 1986 году альбом «В.Касаткин», а в 1987 г. альбом «Я прошел по той войне».
http://www.ruskaunas.lt/index.php?option=com_content&view=article&id=92:2013-
ВЛАДИМИР КАСАТКИН: “Я ПРИСТРОИЛСЯ К ГЕНИЯМ…”
Галим СИТДЫКОВ
Великий русский поэт Н.Некрасов определил, на мой взгляд, самый высший критерий в оценке человека: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”.
В боях за освобождение Литвы командир роты гвардии старший лейтенант Владимир Касаткин был в третий раз тяжело ранен и контужен. На время потерял зрение. Вглядитесь пристально в путь, пройденный этим человеком. Он инвалид Великой Отечественной войны, зрение удалось восстановить лишь частично. И, вопреки всему, наперекор всему, он – художник и гражданин. Литва, Каунас для него, уроженца России, стали настоящим родным домом. С этим краем и его людьми связано становление художника и гражданина, его творческая биография.
Он участвовал в 13 всесоюзных выставках, во многих международных, число выставок в Литве трудно поддается учету. 22 картины художника хранятся в Ивановском областном музее, немало картин в других музеях, в театрах Литвы, частных коллекциях , а одна картина хранится в пристанище гениев – в Третьяковской галлерее. В скором времени у художника ожидаются гости из Русского музея Санкт-
Несколько лет назад, уже будучи в солидном возрасте, великолепный портрет Александра Пушкина на большом полотне размером 1,5 на 2 метра, художник подарил Каунасской средней школе имени А.Пушкина.
В.Касаткин – профессиональный художник, но открытый всем ветрам. У него свое мнение, часто неординарное, по многим вопросам.
Когда мы встретились с ним в мастерской художника, обвешанной беспросветно картинами, В.Касаткин, увлекаясь по-
– Владимир Васильевич, скажите, что по-
– Важно и то и другое. Основа – талант. Хороший художник, в смысле талантливый, иногда сделает плохую картину. Плохой художник хорошую картину – никогда! Но трудолюбие – большое дело. Как говорится в народе, сделай раз сто – получится просто.
– Как Вы полагаете, чем отличается, в принципе, модное искусство от классического?
– Мне нравится по этому вопросу высказывание знаменитого литовского режиссера Мильтиниса. Он говорил, что модное очень скоро становится старым, а классическое искусство не стареет, оно вечно. Будучи режиссером Паневежского театра, он создал свою студию для подготовки актеров и никого со стороны не брал.
– – Очевидно, Вы знакомы с руководителями Русского центра имени Мстислава Добужинского Валерием и Еленой Бережок? Как Вы оцениваете их работу по эстетическому, художественному воспитанию детей и молодежи?
– Положительно. Они прошли большой путь, проделали большую работу. Каждый хочет утвердить себя в своем деле. Без честолюбия в искусстве, в творчестве, в достижении благородной цели – невозможно.
Но есть люди, которые критически не относятся к себе, а других критикуют с апломбом с удовольствием.
– Не приходила ли и Вам идея создать свою художественную школу для обучения молодежи, передачи собственного опыта, художественных приемов?
– В начале 60-
– К какому художественному стилю Вы сами относите свои полотна?
– Я отношу свою живопись к импрессионизму.
Импрессионисты первыми вышли на пленэр и передали вибрацию воздуха. Образец – “Туман” Моне. И дождь передали. Дождь в живописи – это словно аккорды в музыке. Писать воздух легко, быстро, без поправок – это прекрасно. Картина создается в один сеанс. Такой стиль называется “а ля прима”. Мне лично такая техника по душе.
– Как Вы относитесь к свободе творчества?
– Искусство всегда, вольно или невольно, должно подчиняться заказчику. То церковь была заказчицей, то правительство, то идеология. Главное в искусстве – реализм. Репин написал “Военный совет” по заказу царского правительства. Эта картина – вершина портретного искусства. Стиль играет вторую роль, а главное – реализм.
У Серова портрет Николая второго – я вообще поражен этим портретом – показывает всю немощность, сентиментальность императора. Когда он писал портрет, к нему подошла жена царя Мария Федоровна. Она увлекалась живописью и начала ему советовать. Серов протянул ей кисть: “Пишите сами”.
– Почему, все-
– Очень просто, потому что это – живо-
– Кого из современных художников-
– У него живописи нет. Он – рисует. У него глаз, как фотоаппарат. Колорита даже нат. У него ноль живописи.
Однако мне удивительно, почему Магомет был против художников?
– Вероятно, он опасался, что на его портреты начнут молиться, как на иконы Иисуса Христа. Он же себя признавал только в качестве посланника Бога, но не сына Божьего. А как Вы относитесь к религии?
– Был бы Бог – не было бы религии.
– Но есть же, какая-
– Есть, но она недоступна для человеческого разума.
– Много ли значит поддержка семьи для художника?
– Семья влияет. Жена долго не принимала меня всерьез, пока не появился успех в творчестве, начались выставки, появилось признание. А когда появились мои альбомы на витрине книжного на Лайсвес аллее, она стала даже гордиться мною.
– Может поэтому Ваша дочь не стала художником?
– Дочь Наталья стала социологом, преподает в Вильнюсском университете. Часто я вижу ее по телевидению с комментариями политических событий. А вот внук Артурас пошел по моим стопам. Он занялся сценографией, пишет декорации для театров Вильнюса, Каунаса, Клайпеды. Окончил Академию художеств, учится в докторантуре.
– Вы удовлетворены своим творчеством? Считаете ли, что реализовали себя и являетесь счастливым человеком?
– Я всегда сомневаюсь. Есть и сейчас неудовлетворенность. Быть уверенным в себе – это счастье, но счастливый – это дурак. В принципе, если картина меня не раздражает, она висит в мастерской, дома. А если раздражает, освобождаюсь. Мой “Автопортрет” пришелся ко двору Третьяковской галлерее. Так я пристроился к гениям…
– Какое свое достижение как художника считаете самым главным, высшим?
– “Победа при Грюнвальде”. Эта картина представляется мне одной из главных в моем творчестве.
Достойным любого музея по исполнению, манере и той легкости, которой он мне дался, считаю “Портрет жены”.
Хорошо удался мне портрет кардинала Винцентаса Сладкявичюса. Портрет ушел в частную коллекцию. Я работал над ним пять лет. После знакомства мы с кардиналом сразу почувствовали симпатию друг к другу. Он излучал спокойствие, тепло, благожелательность. В нем я увидел человека, который действительно переживает за судьбу Литвы, за духовное возрождение нации.
В.Сладкявичюс не сразу согласился мне позировать, убеждая в том, что есть дела важнее. Впоследствии, портрет кардинала был представлен Папе римскому Павлу Иоанну второму во время его пребывания в Литве.
– Нам стало известно, что Вы подарили картину “Освобождения Шяуляя в 1944 году” Центральному музею Великой Отечественной войны 1941-
Это произошло по инициативе сотрудников музея, которые обнаружили репродукцию картины в альбоме, изданном в Москве в 1986 году. За помощь в оформлении дарственной и отправке картины я очень благодарен послу России в Литве Борису Цепову.
И последний вопрос: что Вас, как гражданина Литвы, больше всего радует и что больше всего огорчает в современной жизни?
– Радует, что Литва вошла в состав европейских народов и получила шанс стать процветающим демократическим государством. Современная Европа, пережив в своей истории не один Грюнвальд, плюс две мировые войны, стремится к единению народов и сотрудничеству.
А что мне больше всего не нравится? Врут о прошлом теперь страшно. Жадность невероятная. Хитрость. А хитрость – это подлость. Все это меня огорчает. Цели поставлены благородные, но средства выбираются – не всегда достойные.
– Благодарю Вас, Владимир Васильевич, за беседу и желаю Вам здоровья и новых творческих удач.
Беседовал Галим СИТДЫКОВ,
Каунас
http://www.derzavinklub.lt/old/vladimirinterviu.html
И он всю жизнь остается солдатом
Литовский курьеръ http://old.kurier.lt/?r=26&a=5198
№37 (812) 16 Сентября
Автор Анатолий Иванов
«Дано бомбардиру 9-
Вот такой удивительный, почти столетней давности документ висит в гостиной у Владимира Васильевича Касаткина на почетном месте. Не на виду, дабы вошел – а в глаза тебе царская грамота, увитая знаменами, увенчанная великодержавными двуглавыми орлами. Но и не в углу, чтобы уж вовсе не заметить. Одним словом, висит там, где и положено. Рядом – медали и Георгиевский офицерский крест, полученный в Первую мировую войну за страшный бой на втором форте каунасской крепости.
Так уж судьба распорядилась, что в нашей типично русской, типично интеллигентной, творческой семье, был сильный военный ген. Все мужчины воевали. Отец после Владивостока был переведен бомбардиром в каунасскую крепость, артиллеристом прошел войну, но от революционных событий 1917 года решительно отмежевался, в Гражданской войне не участвовал. После революции тихо учительствовал, потом работал завхозом.
Брат Иван, как и очень большая часть молодежи того времени, был очарован, страстно влюблен в авиацию. Начинал он войну под командованием Василия Сталина, быстро стал командиром звена, затем командиром эскадрильи. Война для Ивана Васильевича закончилась под Берлином, когда 15 марта он, будучи командиром штурмового авиаполка, погиб в бою.
А мне пришлось стать пехотным лейтенантом. Сначала взводным, в феврале 1945 года в Восточной Пруссии – командиром стрелковой роты 67-
СПРАВКА «ЛК»: Из ныне здравствующих в Литве ветеранов Великой Отечественной войны лишь двое были командирами стрелковых рот.
Рядом с отцовскими наградами размещены и боевые награды самого Владимира Васильевича. Судя по ним, фронтового лиха на долю моего собеседника выпало немало. Чуть позже мне расскажут: было в боевой биографии всякое. Например, летом сорок пятого, уже будучи офицером для связи при Генеральном штабе, вез старший лейтенант Касаткин из Москвы на Дальний Восток пакет. Обычный – если о пакете с документами Генштаба вообще можно говорить «обычный». Солидный пакет: из плотной бумаги, опечатанный тяжелыми сургучными печатями. Такой почты офицеры связи за войну возили-
Здесь ради сохранения интриги позволю себе небольшую историческую справку:
После взятия Берлина и капитуляции Германии в течение двух месяцев на Дальний Восток и в Забайкалье с Запада было переброшено около 136 тысяч вагонов с войсками и военными грузами. Группировка советских войск здесь была доведена до 1747 млн человек. На ее вооружении имелось более 29,8 тысячи орудий и минометов, 5250 танков и самоходно-
Среди прочих военачальников управлять этой армадой должен был и Деревянко. Он уже ехал в эшелоне на Дальний Восток, но в Чите генерала неожиданно сняли с поезда представители транспортной комендатуры, ссылаясь на приказ из Москвы.
На перроне Деревянко ожидал генерал-
2 сентября 1945 года от имени Советского Союза генерал-
При чем здесь Касаткин? Существует стойкое, никем не доказанное, но и не опровергнутое мнение, что именно старший лейтенант Владимир Касаткин привез генерал-
И этот легендарный человек, одетый совершенно по-
Касаткин – Витязь на коне (Победа под Жальгирисом).
Вдруг заговорили о юбилее битвы при Грюнвальде. Владимир Васильевич прытко встал, потянулся за громадным альбомом, раскрыл.
– Вот картина, которую я писал два года. Закончил в 1983 году. Знаете, какой скандал был, сколько брани услышал в свой адрес?
Ничего удивительного. Всмотрись внимательно, читатель. Изобразить Витаутаса в центре картины как национального героя, на фоне хоругви с изображением православного Спаса Нерукотворного и знамени с изображением скачущего всадника – кому это в годы застоя могло понравиться? Ведь во многих культурным традициях витязь на коне есть символ государственности!
– И вот за эту работу при советской власти меня морально унижали, не принимали в Союз художников. А при нынешней в год юбилея Грюнвальда о Касаткине никто не вспомнил. Это еще большее унижение.
Что поделаешь, Владимир Васильевич. Как часто пишут сатирики, художника всякий может обидеть…
Касаткин – художник с очень большой буквы. Мастер. Картины его кисти хранятся в Третьяковской галерее, музее Истории Москвы, в новом музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Он – участник многих всесоюзных выставок. В 1981 году Союз художников СССР издал подборку открыток с репродукциями его работ, через пять лет – альбом «В. Касаткин», два года спустя – альбом «Я прошел по той войне». Громадный, может быть, даже единственный в своем роде, цикл полотен посвящен исчезающим архитектурным шедеврам России, Литвы, Европы. Общесоюзное, а теперь и общеевропейское признание – чего еще может желать мастер?
Как и всякий русский интеллигент – справедливости. Мне в пример приводит французского короля Людовика ХIV, который не только сказал «если солдат пострадал за государство, то государство должно заботиться о нем до конца жизни», но и построил первый дом инвалидов.
Откровенно говоря, я не слишком улавливаю, куда клонится нить беседы, но уже через минуту слушаю, что называется, раскрыв рот.
Касаткин в Восточной Пруссии принял роту. Особо времени на анализ ситуации не было. Рота нестандартная, восемьдесят человек. Шли последние бои на подступах к Кенигсбергу. Роту без раскачки бросили в бой.
СПРАВКА «ЛК»: Уже несколько раз рассказывали мы о фронтовых судьбах участников операций в Восточной Пруссии. Например, об артиллерийском разведчике Викторе Николаевиче Рыбакове, о пехотинце Антоне Ивановиче Глухове. Тем не менее, есть смысл напомнить некоторые факты.
Лучшим и наиболее полным исследованием боевых действий в Восточной Пруссии и штурма Кенигсберга среди специалистов считаются мемуары генерала армии К. Галицкого «В боях за Восточную Пруссию: Записки командующего 11-
Но в масштабном, очень добросовестном анализе просто нет места частному боевому эпизоду, случившемуся в конце зимы 1945 года.
– Стоят они передо мной, и я, всматриваясь в их лица, вижу тяжелые печати судьбы. Старшина поясняет: это сплошь бывшие военнопленные, уже искупившие вину в штрафных батальонах.
Разновозрастные, в разных воинских званиях, а взводным – старший лейтенант. Как? Почему? Лейтенанты, а то и младшие ротами командуют, а здесь старлей – взводным. Потом выяснил, что командир взвода – смершевец, приставленный и ко мне, и к моим подчиненным.
Что я мог им сказать? Мне показалось, что я – мальчишка перед этими невесть что пережившими людьми.
Владимир Васильевич привычно берет бумагу и карандаш, начинает чертить.
– Река. Мост. Наш исходный рубеж. Впереди – мощный немецкий опорный пункт, расположенный на господствующей высоте. Задача полка – взять опорный пункт штурмом.
Вечером мою роту передислоцировали к мосту для его охраны. Мост – единственная артерия, по которой может подойти подкрепление.
Что характерно: действовали мои солдатики молча, беспрекословно, негромко перекидываясь короткими фразами. Команды выполнялись мгновенно. Окопались, заняли оборону.
А впереди, у проклятой высоты идет бой. Бросили туда весь полк без моей роты и положили его полностью.
Утром подтягивают связь, получаю приказ: при поддержке двух танков и двух самоходных орудий штурмом опорный пункт взять. Возьмешь, лейтенант, – Героя получишь…
Дальше все было, как в кино, когда пленку крутят то быстрее, то медленнее. Самоходные орудия дали прикурить, пехоту посадили десантом на танки – и вперед!
Бегу и вижу: старший лейтенант с отделением автоматчиков за нашими спинами в окопе пристраивается. То есть чтобы назад бежать, стимула не было. Вот такой на практике приказ «Ни шагу назад получился».
Что еще запомнилось? Пленных много взяли, а в штаб привели только троих. Это уже не сытый и уверенный в себе немец был, а тотальники. Один чуть не старик, бледный, жилистый. Другой пацан лет шестнадцати, бледный от страха. А вот третьего не запомнил. Некогда было, потому что немцы начали огневой налет, чтобы отбить утраченный узел обороны. И я попал под разрыв. Жив чудом остался, еще и немцев-
В эту минуту я понял, почему фронтовик Касаткин даже в самые большие праздники не надевает боевых наград. Вместо них Владимир Васильевич носит нашивки за ранения.
Фото из личного архива Касаткина
ПАМЯТИ ВЛАДИМИРА ВАСИЛЬЕВИЧА КАСАТКИНА
Когда уходит человек, остаются его дела и память, которую он оставляет в сердцах людей.
В.В. Касаткин соединял в себе множество человеческих качеств, порой взаимоисключающих друг друга. Люди, к которым он был расположен, могут немало рассказать о его личности, столь многие амплитуды души он умел задеть.
В.В. Касаткин был очень привязан к внуку, внучке, правнучке, зятю Шарунасу Шимонису, и эта привязанность так же соединяла в себе множество оттенков, как и его живописные полотна.
Печаль об утрате дочери Натальи Касаткиной и супруги Клавдии Исидоровны была неизбывна.
Он часто сравнивал себя с одиноким деревом в поле, способном перенести столько бурь.
В последний год жизни В.В. Касаткин был частым гостем заседаний Каунасской поэтической студии “Поэтоград”, любил слушать песни, любил сам петь, любил быть в центре внимания, то рассказывая о войне, то читая монолог из пьесы М. Горького “На дне”, то сопереживая происходящему.
В оценках он был категоричен, но некая детская чистая искренность скрашивала острые углы.
В.В. Касаткин был интересным собеседником – его нестандартные тонкие наблюдения о жизни и людях, окружавших его, о писателях и поэтах, о композиторах, о художниках – предпочтение он отдавал уроженцу Литвы Левитану – свидетельствовали об эрудиции.
Утрату духовности современным миром В.В. Касаткин переживал особенно остро.
Это был человек парадоксов – достаточно сказать, что крестил его сам кардинал Сладкявичюс, с которым его связывали многолетние беседы.
В.В.Касаткин был тесно связан с литовской культурой, являясь заслуженным меценатом Литвы.
Так и совмещал этот незаурядный человек в себе множество векторов – от фронтовика до заслуженного мецената Литвы, от художника, чья картина находится в Третьяковской галерее до изживающего драму Бытия больного человека, которому столь необходимы были человеческие тепло и участие.
От имени редакции – Эляна Суодене