Храму святого Георгия в с. Ярышево – 230 лет. - Гаврилов Посад - городок наш небольшой

Перейти к контенту

Главное меню:

Храму святого Георгия в с. Ярышево – 230 лет.



Храму  святого  Георгия  в  с.  Ярышево – 230 лет.






…Я вижу его ежедневно из своего окна. Летом в зелени лугов, зимой в убранстве снега и инея; то отраженным в водах весеннего половодья, на фоне голубого небе, иногда грозовой тучи, то,  как корабль, выплывающий из тумана, то на фоне пылающих закатов от золотого до багрового. Георгиевский храм села Ярышево с устремленной в небо остроконечной колокольней – одно из самых первых и ярких впечатлений раннего детства. С километрового расстояния из с. Закомелье он предстает во всей красе, всё тот же и каж­дый раз особенный. Один из немногих в нашем крае он не подвергся ни разрушению, ни закрытию за свою долгую историю. А история его по-своему уникальна. Во-первых, он один из старейших в районе, уступающий лишь Гаврилово-Посадской и двум Сербиловским церквам. Построенный (вместе с колокольней) в 1777 году он был освящен и открыт для прихожан 230 лет назад.

В текущем году Ярышево могло бы отметить ещё две памятные даты в своей церковной истории – это 215-летие постройки (1793 г.) тёплой Богоявленской церкви и 120-летие сооружения в ней придела в честь Успения Божьей Матери (1888 г.) Но, увы! В советское время приспособленная под сельский клуб, Богоявленская церковь в 70-е г. прошлого века была уничтожена окончательно.


село Ярышево, церковь Георгиевская, старые фотографии, подборка – Махалов Валерий=


Любая сельская церковь отражает своими размерами, древностью, архитектурой, богатством экономическую или административную значимость поселения на момент её постройки.

В известной книге В. Березина «Историко- статистическое описание церквей и приходов Суздальского и Юрьевс
кого уездов», написанной в конце XIX века, в отношении Ярышева имеется лаконичная запись: «Исторических сведений о селе не имеется» (как впрочем, и о соседних: Воймиге, Закомелье, Муравкине…)

Встаёт вопрос: что же это за такой «медвежий угол» в центре Руси, о котором в отечественной истории ни слуху, ни духу? Объяснение на наш взгляд таково. Автор названного труд а в своих изысканиях в первую очередь опирался на местные (губернские) источники: материалы Владимирской епархии, труды Владимирской ученой архивной комиссии и т. д.

Названные же селения и ближайшие к ним в XVI – XIX веках входили в дворцовое, конюшенное (с 1728 г.) и Кремлевское – экспозиция Кремлевского строения (с 1829 г.) ведомства и естественно исторические сведения о них отложились в их ведомственных архивах.

Г аврилово-Посадский архив ратуши до середины XX века так же хранился в ЦГАДА (Центральный  Государственный Архив Древних Актов) в Москве.

В Николаевскую эпоху (1825-1855 г.) проявлялся большой интерес к  истории Залесской или Ростово-Суздальской Руси. Однако результаты изысканий академических учреждении не стали достоянием общественности. Приоткрывает завесу тайны тех лет объявление, сделанное жителями нашего Посада в марте 1836 года, где по требованию господина министра внутренних дел сообщалось о том, что «датское королевское общество северных антиквариев в Копенгагене издаёт под именем русских древностей собрание документов о сношениях скандинавов с древними обитателями России со времён исторических…».  И хотя полицейский ратман Мяхков известил жителей Посада о готовящемся издании, не только в Посаде, но и в России, оно осталось неизвестным.

Более полувека назад автору данной статьи не раз приходилось слышать разные версии о возник­новении названия села Ярышево. По компетентному мнению современных ученых происходит оно от собственного славянского имени – Ярыш, бытовавшего в дохристианский период и период двоеверия, т. е. до 14 в. Приверженцы традиционного язычества встречались в губернии ещё и в начале XIX века.

В описании церквей и приходов Березина почти всегда указывается, чьим “усердием” (помещика или прихожан) возводилось то или иное церковное здание. О Ярышевской церкви такого указания нет. Вероятно, храм строился на средства дворцового конюшенного ведомства по проекту и под руководством санкт-петербургских архитекторов. Недаром храм построен по проекту редкой для нашей местности Псковской школы церковной архитектуры. Не случайным кажется и тот факт, что тут же по окончании строительства Ярышевского Георгиевского храма, в 1778 г. началось строительство другого важнейшего объекта на территории дворцовой конюшенной волости – здания Конного Завода
. Уровень мастерства и стиль кирпичной кладки позволяет говорить об исполнении обоих объек­тов одной «фирмой».

Известно, что на строительстве конного завода трудились 32 каменщика. Возможно, строительство церкви явилось пробной работой для местных каменщиков перед получением заказа Двора. Двери, ставни, решетки окон храма, вне всякого сомнения, исполнялись кузнецами Гавриловской слободы. В маклерских книгах Гавриловского посада имеются записи контрактов, условий и договоров наших кузнецов на аналогичные работы в других, более отдаленных местах.

Ярышево в прошлом было не только большим (на конец XIX в. почти тысяча человек населения), но и богатым, промышленным.

Малоземелье в XVIII- начале XIX века компенсировалось натуральными выплатами за службу коневодству. После закрытия конного завода население быстро перестроилось на ремесла и промыслы, чему способствовала близость промышленного посада. Так, на конец того же XIX века в Ярышеве более сотни человек занимались промышленным хмелеводством, 24 человека работали на фабриках посада, имелось четверо портных, 16 человек трудились на 8 ветряных мельницах при селе. 23 кирпичника, 5 штукатуров и четверо конопатчиков работали, как при доме, так и в отходе (Москва, Ярославль и др.) Уже в то время намечался отток населения. Грамотные, энергичные крестьяне находили себе применение в городах и столицах. Уже к середине XX века в селе исчезли многие фамилии, встречавшиеся прежде.

На конец XIX века самыми распространенными фамилиями в Ярышеве были: Аксеновы, Арбузовы, Гмырины, Архиповы, Власовы, Жильцовы, Жариновы, Затевковы, Киприяновы, Муштаковы, Москалевы, Королевы, Мосягины, Мягковы, Меркуловы, Панкратовы. Титовы, Тетерины, Силантьевы, Семеины, Фирсаковы, Флоровы, Фроловы, Романычевы, Четыркины и другие. Роль священника на селе тогда не сводилась лишь к отправлению церковной службы. Основную нагрузку давало требоисправление. Так, на 1900 год в Ярышевской Богоявленской церкви было совершено 46 таинств крещения, четыре бракосочетания и 47 заупокойных обрядов. Наряду с этим священники вели метрические книги под контролем Владимирской Духовной консистории. В Ярышеве метрические книги велись с 1802 года, а книги исповедных росписей с 1817г. Сейчас эти книги являются ценнейшим источником по изучению жизни и родословных не только мирян, но и священнослужителей. Ныне каждый житель центральной России без особых хлопот может узнать своих предков до 8-10-го колена, а с учетом ревизских сказок (регулярных переписей податных сословий) и гораздо глубже.

По штату в Ярышевском приходе до революции был положен один священник и один псаломщик. На конец века священником в Ярышеве был Павел Петрович Казанский. Выпускник Владимирской духовной семинарии, он хорошо справлялся со своими обязанностями. Псаломщиком при нём был Николай Смирнов. В 1902 году в 40-летнем возрасте отец Павел умер от скоротечной чахотки. Временно его замещали гаврилово-посадский священник Андрей Ноаров, воймиговский Флегонт Гиляревский. После священника Павла Казанского осталась вдова – Ольга Павловна с двумя дочерями – Александрой (15 лет) и годовалой Екатериной.

В октябре того же 1902 года сын воймиговского священника Вячеслав Гиляревский – студент Владимирской Духовной семинарии и одновременно учитель Воймиговского народного училища женился на старшей 15-летней дочери умершего священника. Род священников Гиляревских довольно обширный и известный. Так в то же примерно время священник Петр Гиляревский служил в Богородицерождественской церкви Судогодского уезда. Известны и другие представители рода.

 о. Вячеслав служил в Ярышевской церкви до начала 20-х годов. Позже семья его переехала во Владимир. Один из его сыновей стал журналис­том. В конце 1950-х годов приезжал в родные места. В частности написал очерк о Закомельской школе им. Т. И. Шумиловской, которую хорошо знал и с которой был дружен его отец. Екатерина Казанская стала учительницей и работала в школах нашего района.  Но судьба священников Гиляревских, как и многих других – это теме для отдельного исследования. Этой же статьёй мы хотим отдать должное славной многолетней истории Ярышевского храма св. Георгия, чей весенний праздник (престол) отмечается 6 мая, в этом году в 230-й раз.

Б. ВОЛЧЕНКОВ,
старший научный сотрудник районного краеведческого музея





















Яндекс.Метрика
 
Главная | Гаврилов Посад | Гаврилово-Посадская земля - документы из истории | Документы до 1600 года | Документы с 1601 по 1789 год | Документы с 1790 по 1860 год | Документы с 1861 по 1916 год | Документы с 1917 по 1940 год | Документы с 1941 по 1953 год | Документы с 1954 по 1984 год | Документы с 1985 по 2000 год | Документы с 2001 по 2010 год | Документы с 2011 по 2020 год | Документы с 2021 по 2030 год | Села и деревни района, их история | Исчезнувшие села и деревни, их история | Люди, оставившие свой след в истории Гаврилово - Посадской земли | Культурная жизнь Гаврилово - Посадской земли | Археология Гаврилово-Посадской земли | Книга Памяти Гаврилово-Посадского района | Краеведческие публикации о Гаврилово-Посадской земле | Традиции кузнечного мастерства | Фотоальбомы Гаврилово-Посадской земли | Достопримечательности Гаврилово - Посадской земли | Союз краеведов Ополья | Гаврилово - Посадское благочиние | Главная Карта Сайта
Назад к содержимому | Назад к главному меню