Главное меню:
Храму святого Георгия в с. Ярышево – 230 лет.
…Я вижу его ежедневно из своего окна. Летом в зелени лугов, зимой в убранстве снега и инея; то отраженным в водах весеннего половодья, на фоне голубого небе, иногда грозовой тучи, то, как корабль, выплывающий из тумана, то на фоне пылающих закатов от золотого до багрового. Георгиевский храм села Ярышево с устремленной в небо остроконечной колокольней – одно из самых первых и ярких впечатлений раннего детства. С километрового расстояния из с. Закомелье он предстает во всей красе, всё тот же и каждый раз особенный. Один из немногих в нашем крае он не подвергся ни разрушению, ни закрытию за свою долгую историю. А история его по-
В текущем году Ярышево могло бы отметить ещё две памятные даты в своей церковной истории – это 215-
село Ярышево, церковь Георгиевская, старые фотографии, подборка – Махалов Валерий=
Любая сельская церковь отражает своими размерами, древностью, архитектурой, богатством экономическую или административную значимость поселения на момент её постройки.
В известной книге В. Березина «Историко-
Встаёт вопрос: что же это за такой «медвежий угол» в центре Руси, о котором в отечественной истории ни слуху, ни духу? Объяснение на наш взгляд таково. Автор названного труд а в своих изысканиях в первую очередь опирался на местные (губернские) источники: материалы Владимирской епархии, труды Владимирской ученой архивной комиссии и т. д.
Названные же селения и ближайшие к ним в XVI – XIX веках входили в дворцовое, конюшенное (с 1728 г.) и Кремлевское – экспозиция Кремлевского строения (с 1829 г.) ведомства и естественно исторические сведения о них отложились в их ведомственных архивах.
Г аврилово-
В Николаевскую эпоху (1825-
Более полувека назад автору данной статьи не раз приходилось слышать разные версии о возникновении названия села Ярышево. По компетентному мнению современных ученых происходит оно от собственного славянского имени – Ярыш, бытовавшего в дохристианский период и период двоеверия, т. е. до 14 в. Приверженцы традиционного язычества встречались в губернии ещё и в начале XIX века.
В описании церквей и приходов Березина почти всегда указывается, чьим “усердием” (помещика или прихожан) возводилось то или иное церковное здание. О Ярышевской церкви такого указания нет. Вероятно, храм строился на средства дворцового конюшенного ведомства по проекту и под руководством санкт-
Известно, что на строительстве конного завода трудились 32 каменщика. Возможно, строительство церкви явилось пробной работой для местных каменщиков перед получением заказа Двора. Двери, ставни, решетки окон храма, вне всякого сомнения, исполнялись кузнецами Гавриловской слободы. В маклерских книгах Гавриловского посада имеются записи контрактов, условий и договоров наших кузнецов на аналогичные работы в других, более отдаленных местах.
Ярышево в прошлом было не только большим (на конец XIX в. почти тысяча человек населения), но и богатым, промышленным.
Малоземелье в XVIII-
На конец XIX века самыми распространенными фамилиями в Ярышеве были: Аксеновы, Арбузовы, Гмырины, Архиповы, Власовы, Жильцовы, Жариновы, Затевковы, Киприяновы, Муштаковы, Москалевы, Королевы, Мосягины, Мягковы, Меркуловы, Панкратовы. Титовы, Тетерины, Силантьевы, Семеины, Фирсаковы, Флоровы, Фроловы, Романычевы, Четыркины и другие. Роль священника на селе тогда не сводилась лишь к отправлению церковной службы. Основную нагрузку давало требоисправление. Так, на 1900 год в Ярышевской Богоявленской церкви было совершено 46 таинств крещения, четыре бракосочетания и 47 заупокойных обрядов. Наряду с этим священники вели метрические книги под контролем Владимирской Духовной консистории. В Ярышеве метрические книги велись с 1802 года, а книги исповедных росписей с 1817г. Сейчас эти книги являются ценнейшим источником по изучению жизни и родословных не только мирян, но и священнослужителей. Ныне каждый житель центральной России без особых хлопот может узнать своих предков до 8-
По штату в Ярышевском приходе до революции был положен один священник и один псаломщик. На конец века священником в Ярышеве был Павел Петрович Казанский. Выпускник Владимирской духовной семинарии, он хорошо справлялся со своими обязанностями. Псаломщиком при нём был Николай Смирнов. В 1902 году в 40-
В октябре того же 1902 года сын воймиговского священника Вячеслав Гиляревский – студент Владимирской Духовной семинарии и одновременно учитель Воймиговского народного училища женился на старшей 15-
о. Вячеслав служил в Ярышевской церкви до начала 20-
Б. ВОЛЧЕНКОВ,