Главное меню:
Гаврилово-
Гаврилово-
«Гавриловский Посад за двести лет по писцовым книгам» (1883) и «Гавриловский конный завод» (1901).
Его просветительская деятельность среди крестьян окрестных деревень была известна далеко за пределами Суздальского уезда, к которому в то время принадлежал Гаврилов Посад.
Будущий пастырь Алексей Бобров родился в 1844 году в семье священника Александра Боброва, предположительно, в селе Непотягово. С 1847 по 1866 год его отец служил в Казанском храме села Ратницкое, где, как впоследствии вспоминал отец Алексей , «он провел лучшие пору своего возраста, начиная с третьего года по рождении и вплоть до окончания курса семинарии».
С царствования императора Петра I все дети духовенства Российской Империи обязаны были учиться в духовных семинариях, а с начала ХIХ столетия для начального образования детей духовенства были созданы Духовные Училища. Так как Алексей Бобров родился в Суздальском уезде, он обучался в Суздальском Духовном Училище, а потом во Владимирской Духовной Семинарии, которую он окончил в 1866 году. В период его обучения во Владимирской Духовной Семинарии, Владимирским Епархиальным архиереем был с 1863 по 1866 год святитель Феофан Затворник. Этот святой отец произвел неизгладимое впечатление на будущего священника.
Святитель Феофан в 1865 году начал издавать журнал Владимирские Епархиальные ведомости, в которых впоследствии периодически публиковались работы отца Алексея Боброва.
В 1868 году Алексей Бобров был рукоположен в сан священника преемником по кафедре святителя Феофана епископом Антонием (Павлинским) и начал свое служение в Никольском храме города Гаврилово-
С 1880 года начинают во Владимирских Епархиальных ведомостях публиковаться его статьи:
«Яков Васильевич Смирнов-
Помимо этого, выходили и отдельным изданием следующие его статьи: «Сон Богородицы. Разговор священника с крестьянином»; «Двенадцать лет среди грамотного крестьянства»; «Мудрые советы, ищущим спасения, по письмам преосвященного Феофана из Вышенского затвора», «Крестьянин и книга» и другие.
Во всех своих печатных произведениях отец Алексей Бобров предстает пред нами как мудрый и ревностный пастырь, готовый словом и делом послужить спасению своих духовных чад.
В работе «Крестьянин и книга» отец Алексей Бобров подводит итоги своих двадцати пятилетних просветительских трудов с 1877 по 1902 год среди грамотного крестьянства. В частности, он пишет: «В июле месяце прошлого 1902 года исполнилось ровно 25 лет, как я, с дозволения епархиального начальства, начал заниматься распространением среди народа книг духовно-
Всего за двадцать пять лет им было распространено, как он здесь указывает, 75 тысяч различных книг и брошюр. Из них: 3860 Святых Евангелий, 3710 псалтырей, 2150 месяцесловов (жития святых по месяцам), 1600 часословов, 1490 молитвословов, 140 книг священной истории, 400 книг «Объяснений Евангельских и Апостольских чтений» Михайловского, 230 Библий, 400 сборников поучений разных авторов, 550 книжек «Троицких Листков», 130 «Сказаний о земной жизни Божией Матери», 160 книг «Жития Святых» Бахметьевой. К этому можно еще прибавить Творения святого Тихона Задонского и Творения святителя Иоанна Златоуста, а также различные церковные богослужебные книги и 40 тысяч отдельных Троицких Листков.
Он занимался распространением книг, как он пишет сам, один раз в неделю по нескольку часов в базарный день. Его книжная лавка была единственным местом на тридцать верст (1,0688 км) в округе, где можно было приобрести духовную литературу.
Из всех собственных сочинений отца Алексея наибольшим успехом отмечено жизнеописание крестьянина Иова Ивановича Шумова. В предисловии ко второму изданию этой брошюры, он рассказывает, что в 1882 году перед первым ее изданием отдельным выпуском «с благословения Преосвященного Иакова, епископа Муромского, викария Владимирского и по его же совету, тотчас по напечатании представлена была автором Г. Обер-
Помимо К.П.Победоносцева об этом же сочинении прислал свой следующий отзыв автору знаменитый народный педагог Г.Рачинский: «С истинным наслаждением прочел высланную Вами биографию…От души Вас благодарю за прекрасный подарок».
С 16 октября 1905 года отец Алексей Бобров был неожиданно для себя возведен в сан протоиерея и переведен благочинным в Муромский кафедральный Рождества Богородицы собор, в котором служили викарные епископы Владимирской епархии. В своей прощальной беседе после последнего богослужения в Гавриловом Посаде он сказал своей пастве:
«Итак, прежде всего, прошу Вас: не посетуйте на меня, Господа ради, что оставляю вас. Не моя на то была воля, но воля Божья. Сам по себе я никогда не помыслил бы разлучаться с вами, -
Но и на новом месте служения отец Алексей продолжил свое ревностное служение как замечательный проповедник и добрый пастырь. В 1913 году по просьбе паствы к 45 – летию своего священнического служения он собрал и издал в Сергиевом Посаде «Избранные слова, поучения и речи».
До революции 1917 года, как, впрочем, и сейчас, только самые лучшие церковные проповедники удостаивались чести издавать свои проповеди. Деятельность отца Алексея как благочинного в Муроме была обширна и разнообразна и вполне заслуживает отдельного исследования. Мы приведем, на наш взгляд, самый интересный факт из служения отца Алексея в Муроме, позволяющий назвать его и православным миссионером: 16 апреля 1916 года отец Алексей Бобров встречался с архиепископом Владимирским и Суздальским Алексеем для того, чтобы испросить у него благословения на присоединение 40 военнопленных чехов римско-
В марте 1919 года протоиерей Алексей Бобров был почислен за штат, и тем самым окончилось его пастырское служение. О последних годах жизни и кончине отца Алексея во Владимирских и Муромских государственных архивах сведения отсутствуют. Виной этому, наверное, страшные годы революционной разрухи и Гражданской войны. В 2010 году один из студентов Свято -
В «Критико-
Ревностный почитатель святителя Феофана Затворника о. Алексей сохранил и издал его письмо к крестьянину Иову Ивановичу Шумову,которое, конечно должно появиться и в новом сорокатомном издании.
С 2010года по благословению Его Высокопреосвященства митрополита Иосифа и Преосвященнейшего епископа Никона проводятся ежегодные краеведческие Феофаново-
Протоиерей Алексей (Царенков)