Борисов Василий Иосифович, летчик-испытатель. майор, кавалер ордена Красной Звезды.
В лесу у села Яз Большеболдинского района Нижегородской области установлен памятник летчикам, погибшим здесь в годы Великой Отечественной войны.
В районе давно жила полулегенда-полубыль о том, что в язовском лесу со времен войны существует безымянная могила летчиков разбившегося в этих местах военного самолета. Но было ли это на самом деле, не отголоски ли это истории о еще одном разбившемся у Большого Болдина самолете («Памятник летчику Грехову» http://www.pravda-nn.ru/archive/number:830/article:13349/) – с уверенностью не мог сказать никто. Редакция районной газеты «Болдинский вестник» решила заняться расследованием этих событий, о чем сообщила своим читателям. Откликнулась очевидица В. Б. Захарова, которая вспомнила, как ранней осенью 1941 года видела падающий в лес самолет.
Сотрудники газеты направили запросы в архив Министерства обороны РФ, Центральный Государственный архив, Центральный архив Нижегородской области, Центральный военно-морской архив, Главное управление ЗАГС Нижегородской области, Центральный архив города Арзамаса, Государственный архив Республики Мордовия. Но отовсюду пришли ответы, что данных о летчиках, погибших в 1941 году в авиакатастрофе на территории Большеболдинского района, нет. Журналисты уже хотели прекратить поиск, но местный краевед, начальник управления сельского хозяйства администрации района А. А. Пыхонин, рассказал о виденной им по телевидению программе, в которой упоминалось, что в войну над югом Горьковской области осуществлялся перегон американских самолетов, а упавший самолет мог быть одним из них, и посоветовал поискать сведения об этом в Интернете. Благодаря его подсказке болдинцы обнаружили на сайте ArmyRus.ru информацию, что 5 сентября 1941 года, в 13 часов, самолет ДБ-3Ф 2Б-87, попав в дождь и туман, совершая вынужденную посадку, врезался в лес у села Яз Горьковской области. Командовал экипажем летчик-испытатель второго класса майор Василий Иосифович Борисов, кавалер ордена Красной Звезды.

Вместе с командиром погибли бортмеханик Запекин и бортрадист Бухтаров (их имена не установлены).
Было установлено также, что В. И. Борисов родился в 1889 году в городе Гаврилов Посад ныне Ивановской области, окончил техническое училище (в 1908 году) и Севастопольскую авиационную школу (в 1915 году). С 1917 года служил в Красной Армии, в 1918 – 1924 гг. – в строевых частях ВВС. В 1927 году он окончил военную авиационную школу летчиков, в 1928 году – курсы усовершенствования командного состава при военно-воздушной академии им. Жуковского. С 1932 года находился в запасе. В 1932-33 годах Василий Иосифович работал летчиком-испытателем авиазавода № 18 в Воронеже: поднял в небо и испытал планер 12П (1934 г.), самолет К-12 (1936 г.), серийные ТБ-3, РД, ДБ-3Ф, Ер-2 и их модификации. Звание майора было присвоено ему в 1938 году, а летчиком испытателем второго класса стал в 1940 году. Погиб 5 сентября при перелете Казань – Воронеж.
Появились ниточки, с помощью которых поисковики надеялись получить информацию об остальных летчиках. Были направлены повторные уточненные запросы во все архивы страны. Ответ пришел из Российского государственного архива экономики.
В письмо была вложена ксерокопия аварийного акта от 13 сентября 1941 года, из которого следует, что факт авиакатастрофы самолета возле села Яз в 1941 году подтвердила Комиссия, созданная на основании приказа народного комиссара авиационной промышленности А. И. Шахурина от 10.09.1941 г. и работавшая на месте катастрофы. Комиссией было установлено: «Самолет ДБ-3А, пилотируемый летчиком завода № 18 тов. Борисовым, в 8 ч. 50 минут (по мест. времени) 5 сентября 1941 г. вылетел по трассе Казань – Воронеж. По метеорологическим данным АМС – Горького, погода по трассе была неблагоприятная для полета, и самолет, очевидно попав в дождевой фронт, отклонился от курса. В 13 часов (по мест. времени) самолет прошел над селом Яз Горьковской области Болдинского района бреющим полетом (очевидцы видели членов экипажа). В это время были сильный дождь и сплошной туман, что делало условия полета совершенно невозможными. Сделав круг над селом Яз, летчик, очевидно, решил произвести посадку на засеянном поле и при заходе на посадку врезался в лес, расположенный в 3 км от поля на высоте примерно 20 метров над уровнем поля. От удара о деревья, а затем о землю самолет и моторы полностью разрушились и были разбросаны на расстоянии 150 – 200 метров. Тела летчика тов. Борисова, бортмеханика тов. Запекина и бортрадиста тов. Бухтарова при ударе самолета о землю были совершенно разорваны и разбросаны вместе с частями самолета. При осмотре места происшествия комиссией НКАП установлено, что трупы членов экипажа были собраны представителями районного НКВД и похоронены на месте катастрофы». Таким образом, спустя почти два года после начала поиска факт падения самолета и гибели экипажа получил свое документальное подтверждение.
А. А. Пыхонин в свою очередь вел собственное расследование. Через Интернет он завязал знакомство с А. А. Симоновым, инженером-программистом испытательного аэродрома города Жуковского, около двадцати лет занимающимся сбором сведений о летчиках-испытателях нашей страны, выпустившим три справочника на эту тему. Он прислал в Болдино имеющиеся сведения и фотографию погибшего командира экипажа.
Районный отдел внутренних дел взял шефство над местом захоронения летчиков. А простые жители района собрали более ста тысяч рублей на установку памятника. 22 июня состоялась его установка на лесной могиле. На митинге присутствовали все, кто принял участие в этом благом деле: журналисты районной газеты, ребята-поисковики из Новослободской школы и Большеболдинского Дома детского творчества, представители районной и сельской администраций, сотрудники РОВД, работники Починковского лесхоза, бригада по благоустройству Большеболдинской сельской администрации, рабочие ПХ «Пушкинское», сотрудники ПК «ПМК-2», жители района, молодежь, а также представители Воронежского авиастроительного завода, на котором в годы войны производились бомбардировщики.
Директор музея боевой и трудовой славы Воронежского авиационного завода С. В. Гаврилова сказала:
- На нашем заводе № 18 в годы войны занимались сборкой самолетов марки ДБ-3А конструкции С. В. Илюшина. Их было собрано достаточно. И после того, как самолеты собраны, их дальнейшую судьбу никто не отслеживал. Но когда пришло письмо из Большого Болдина, мы начали искать какие-то факты из биографии этих людей, делать запросы в архивы. Меня поразило то, что здесь, в лесу, у памятного знака, собралось много молодых людей, и видно, что они находятся здесь не по принуждению, а по зову сердца. Поразило и то, что на клич о сборе денег откликнулись люди и собрали достаточные средства на установку памятника. В наше время это большая редкость. Спасибо за то, что вы смогли увековечить память тех, кто погиб на вашей земле. Вместе с вами мы постараемся найти имена еще двух летчиков и установить их даты рождения.
Член поисковой бригады А. А. Пыхонин отметил, что все собрались в этом месте с чувством выполненного долга, так как не пропали имена похороненных, а души летчиков обрели покой. В память о событии он преподнес воронежцам обломок самолета – безмолвного свидетеля произошедшего здесь семьдесят лет назад трагического события.
Источник информации: сайт Нижегородская Правда
Адрес новости: http://www.pravda-nn.ru/archive/number:973/article:15621/