2006 год, август. Казус Кукоцкого. Статья в журнале “Иваново-Вознесенск”.
В многовековой истории Спасо – Кукоцкого монастыря был всего один, но любопытный казус… Пятнадцатого мая 2006 года исполнилось 415 лет со дня гибели царевича Дмитрия. Как известно, он погиб в Угличе в 1591 году.
Лжедмитрий I – предположительно Григорий Отрепьев,
Смерть Дмитрия Угличского сопровождалась бурными событиями. В момент смерти Дмитрия никто из современников не подозревал о том, что десять лет спустя “убиенному младенцу” суждено будет стать героем народной утопии.
Борьба за обладание троном и вызванные ею политические страсти оживили тень Дмитрия. Самозванец объявился в пределах Речи Посполитой в 1602 – 1603 годах. Разоблачению самозванца предшествовало самое тщательное расследование, после которого объявили, что имя царевича принял беглый монах Чудова монастыря Гришка, в миру – Юрий Отрепьев. Его пострижение в монахи было насильственным. После ареста бояр Романовых Юшка (Юрий) Отрепьев, преследуемый стрельцами во главе с Татищевым, прискакал в Чудов монастырь. Здесь у него жил дед – Елизар Замятня. Архимандрит монастыря, зайдя в келью к Елизарию, хотел выдать незнакомца стрельцам, которые с обыском рвались в обитель, но:
- Слушай, игумен, – вскричал Елизарий, -стольник спрашивает нет ли в обители Юрия, служки Романовых?
Пафнотий кивнул, пока не вникая.
- Так его здесь и нет! Лгать тебе не придётся!
Монах резво выдвинул из-под киота некрашеный ящичек, выхватил круглые ножницы и бросился к внуку. Не успел Юшка опомниться – две вольные его кудрицы – крест-накрест – слетели на каменный пол.
- Постригается раб Божий Юрий… – заливался старик, – отрекается мира, во зле и страстях погребенного…
- Целуй, – ткнул он Юшке в лицо осиянный пиропами крест с груди архимандрита Пафнотия, -раб Божий, в бозе принявший имя ..ну? Какое имя принявший?
- Не хочу, -звенел жалобно Юшка, – пошли все к черту! Я от них и так удеру.
- Монастырь-то обложен стрельцами,- стращал дед, – пожалей хоть меня, старика, а в обличии иноческом и удирать способнее Всюду укроют, напоят, накормят. Да и царь-то скорее простит, – чай, чернец не мирянин, уже не укусит.
Юшка весь потемнел, покорился. Расцеловав крест игумна, едко и злобно, как в смрадном дыму, возгласил:
- Принимаю священное имя – Григорий.
Вздрогнула рука с помазующей кистью у игумна Пафнотия. С тех пор как подмёл землю русскую опричной кровавой метлой Григорий Лукьянович Малюта-Скуратов-Бельский, монахи остерегались брать это, задетое дьяволом, имя. (Михаил Крупин – “Великий самозванец”)
…За пострижением последовали скитания по монастырям. Современники описывали «житие» монаха Григория в провинциальных обителях. По свидетельству «Нового летописца», чернец Отрепьев жил год в Спасо-Ефимьеве монастыре и еще «двенадесять недель» в соседнем монастыре на Куксе.
с. Сербилово, Ансамбль Спасо – Кукоцкого монастыря.
Речь идет о Спасо-Кукоцком монастыре, который находится в селе Сербилове Гаврилово-Посадского района. Живописное, маленькое, уютное село. Монастырь расположен на открытом месте, при спуске к небольшой низине. Восточными фасадами обращен к площади села. Основан, по словам жителей, в 15-м или даже в конце 14 века. Назван по основному собору – Спаса Преображения (первоначально он был деревянный). Существующий собор построен в 1673 году.
В самом конце 17 века была построена церковь Введения (зимняя) и шатровая, отдельно стоящая, колокольня. Колокольня пока не восстановлена, стоит полуразрушенная, без колоколов и креста. Перед ней приютился домик местного батюшки. Когда-то монастырь окружала кирпичная ограда ( разрушили при советской власти), теперь – покосившийся забор.Прихожан мало – только местные жители: «Да оно и лучше, все свои».
село Сербилово, фото – Ксения Лонина.
После того, как в 1990-м монастырь варварски разграбили, к приезжим здесь относятся настороженно, и все учли, и все меры безопасности приняли. Про Гришку Отрепьева вроде чего-то слышали в школе. А тому, что монастырь уникален тем, что здесь жил русский царь 1605-1606 годов, особого значения не придают: « Ведь то когда было…Он и прожил-то тут мало.» Но все же он жил здесь. Молился этим же святым, как и сегодняшние прихожане, ходил этими же тропками, что и они, пил воду из этого же колодца, что и сейчас. Наверняка, – ведь то когда было… Забвение…
Любовь Китанова.
Источник: “Иваново-Вознесенск”, Ивановский областной ежемесячный исторический журнал. №2, август 2006 года.
Упоминание: 2006 год, 21-й век, Сербилово, Ансамбль Спасо – Кукоцкого монастыря (Сербилово), церковь Введения Пресвятой Богородицы (Сербилово), Спасо-Преображенский собор (Сербилово), Колокольня (Сербилово)