1868 год, август. Слово по поводу проекта о народном образовании - Гаврилов Посад - городок наш небольшой

Перейти к контенту

Главное меню:

1868 год, август. Слово по поводу проекта о народном образовании

Логотип сайта



1868 год, август. Выписка  из журнала заседаний Юрьевскаго уезднаго  земскаго собрания. Слово по поводу предложенного собранию проекта о народном образовании.








Слово, сказанное гласным Юрьевскаго уезднаго земскаго собрания и членом училищнаго совета П.А. Лялиным по поводу предложеннаго собранию проекта о народном образовании.


Волею земства меня признали способным быть членом земства по народному образованию. Дело сделалось так скоро, что я не мог уяснить себе чего желательно: образование ли народное или забота заключается в распространении грамотности о цифре грамотников? Чтоб выйдти по возможности из всегда неприятнаго положения неопределенности, чтоб по возможности оправдать доверие моих избирателей, я должен был предложить на усмотрение земства и мысли мои о народномъ образовании и способы к распространенно грамотности.


Историческия изследования, просветленныя трудом и наукою, доказали нам, что в прежней до Петровской России потребность народнаго образования была потребность народная, воля земская. Изследования Лавровскаго воочию объясняют нам, что средства народнаго образования были в руках и paспоряжении  земства, а документы того времени свидетельствуют, что от правительственной власти просили только не затруднять этих желаний, этих стремлений к земскому образованию, Петру понадобились чиновники, пушкари, летейщики и друrиe слуги царские и на образование их потребовались народныя средства и с тех пор собственно народное образование стало падать, так что ни указы Анны Иоановны ни повеления Елизаветы Петровны уже не в состоянии были возстановить прежнее; чтоб нагляднее убедиться нам в истине, я бы желал обратить внимание земства на пример хотя бы и на результаты уездных училищ. Годовой расход его 2272 руб. 20 коп., среднее число оканчивающих курс каждый год 6 учеников т. е. каждый кончивший курс уезднаго училища обходится Государству Российскому каждогодно до 380 руб., без помещения, без платы за одежду и содержание!…

Всмотритесь каких Мининов, каких Пожарских, каких людей формирует оно на средства потребляемыя! Образовать доблесть гражданскую труд не посильный, бездна страшная между нею и роспискою грамотнаго человека, от которой грамотей под присягою отказывается! Без
нравственного образования я пользы грамотности не вижу—не вижу ни в понятиях народа о Божием празднике, ни в понятиях его об обязанностях ни семьянина, ни гражданина, ни даже христианина.


«Кто празднику рад, тот до свету пьян», «плохо не клади, вора в грех не вводи», «не согреша не замолишь»  – вот эти сердечныя задушевныя народныя понятия, а между тем всякий грамотник читает не только часовник, читает и псалтырь, значит понимает его столько же, сколько мертвец, над которым читается тот же псалтырь. Я обязан, я вынужден обратить при этом внимание земства, что собственно народное образование в настоящее время исключительно находится в рукахъ духовенства и труды воспитателей выражаются такими прискорбными фактами. Даже правительственное распоряжение воспрещения венчать браком незнающих установленных символа веры, десяти заповедей и самыхъ обыденных молитв не исполняется и приносится в жертву иным интересам, другим побуждениям. Не найдется ли возможность земству, ревнующему о народном образовании, просить кого следует о не укоснительном исполнении сего распоряжения.

Выяснив какую пользу принесло народному образованию ныне существующее направление народных школ, мне думается, что предложенный сейчас проект управы ни в чем не изменяет того положения, в котором до сего времени находится народное образование. Правда, проект предлагает земству ассигновать 1606 рублей, допустим даже, что расход этот будет и производителен, но во всяком случае вряд ли справедливо содержать на счет земства штатныя школы в селениях Ильинском, Бережке
и Загорье казенных крестьян, тогда как они участвуют в расходах земства 6801 руб. 55 коп. а временно-обязанные крестьяне платят 9325 руб. 91 коп. и в этом случае правильнее было бы распределить весь уезд на участки и в каждом участке содержать школы на средства, которыя будут на сей предмет ассигнованы.

Впрочем я такого мнения, что без правильно организованных участковых школ результат народнаго образования останется прежний. Но если потребность образования действительно существует. если народ хочет учиться и учится, то на обязанности земства облегчить средства к удовлетворению этих желаний, а так как дело предложенное на обсуждение относится преимущественно до обучения крестьянских мальчиков, а потому я бы желал, чтоб основанием проекта народных школ послужили заявления гласных от крестьян, может быть гласные от города не откажут в своем содействии образованию народному, не может быть, а наверно представители интересов землевладельцев примут живое участие в деле столь близком каждому просвещенному человеку.

Дворянство содержит на свой счет пансионы, женския гимназии, имеет стипендиатов в университетах, лицеях, в бывших в морском и кадетском корпусах, какия принимаются меры купечеством, оно само про то знает, почему же крестьянам, если потребность образования действительно в нихъ созрела или равноправность вынуждает их желать учиться, оставаться равнодушным к   их собственному делу и  ничего не делать, а ждать что для них сделают: не отдадут ли землю даром, леску даром, гражданския права даром, не выучат ли даром; неужели и в этом святом деле нужен приказ. Приказано и выстроены и наняты каждой волостью волостныя правления и жалованье всем положено, а для школы на две, на три, а может быть и на четыре волости, средств не находят.
Всякий, кому дорого образование своих детей, и дворянин и купец и мещанин сам заботится о том, что ему дорого, что ему нужно. Меня могут однако спросить: гдеж тутъ будет заслуга земства? Да, но во 1-х я того мнения, что никак не обязанность Земства учить, а оно должно облегчать способы желающим учиться. Вы на пример за право слушать учение в гимназии платите в годъ 30 руб., а небудь заведены гимназии вы и за 1000 руб. тому бы не могли обучить.

Я отношу к обязанности земства завести на прочном основании центральныя училища два, три и даже десять, сообразно со средствами, которыя будут для сего назначены. При школе иметь стипендиантов собственно от земства и от тех сословий, которыя будутъ помещать в школе детей своих, а может быть будут стипендианты и частных лиц—почему же каждой волости, по примеру прочих сословии, не содержать на свой счет 2 х, 3-х, 10-ти учеников, избирая по назначению или волостнаго схода или по баллотировке детей беднейших родителей. Уставить цену приходящим, завести общия для них квартиры с платою от родителей за помещение и содержание, как это делается прочими сословиями, этим  устранится и ссылка на не преодолимость климатических неудобств. Ведь шлют же детей в г. Москву  в плотники, в  Зуево в ткачи, шпульники, платят же теперь по 5 руб. в зиму на своем содержании за учение в зиму грамоте, и мальчик 3 зимы учится и ни чему путному не выучивается. Наконец вот что— взяв во внимание нравственное материальное положение крестьянскаго сословия не предстоит ли необходимость прежде всего озаботиться открытием женских школ? Трудно мне, именно сдесь, заводить речь о влиянии женщины на мужа, на детей; но впрочем и гласные от крестьян знают историю Адама, который не взирая на приказ личный самого Бога сделал однако так как захотела жена его Ева; сластолюбивый, властолюбивый раздражительный Владимир покорился влиянию кроткой благомудрой бабки Ольги.

Подумайте, какое грамадное влияние будет иметь образованная крестьянка, не только в своей семье, но и в своем селении! Вот вам будущие учителя грамоты, местные, дешевые, знакомые. Отец грамотный, он на добыче, он нромышляет средства к жизни, он на стороне и в стороне от всякаго влияния на семейство свое, которое ростет, с молоком матери всасывает понятия свои о себе, отношения свои к ближнему. Женская школа образует не только жен и матерей, она дает нам сперва детей, потом юношей и наконец мужей земли русской. Когда Наполеон 1-й будучи в полном блеске своего величия с усмешкою спросил госпожу Сталь, которая всегда пророчила ему не прочность одной только силы, чего же теперь по вашему недостает Франции?–Хороших матерей, отвечала ему госпожа Сталь. Да, и этот недостаток нельзя ни завоевать, ни отнять ни какими указами, никакими положениями об улучшении. Скажем так, уезд будет разделен на 4 участка, из каждаго участка в женскую школу назначено будет, возмем самую скромную цифру, 5 девушек; через 3 года (предполагаемый срок обучения) в каждомъ участке будет 5, а в целом уезде 20 образованных женщин, а не баб. Я уже слышу сетование, какое будет положение этих женщин посреди, как выразился я, этих баб. Да, жгли, убивали, распинали правду, от этого не только свет не помрачился, но воскрес смертию смерть поправый.

Иго мое благо, бремя мое легко есть. Я сказал мое слово об образовании народном, но я обещал сказать и о распространении грамотности. Прочитанный проэкт управы, пожалуй, и удобен, следовало бы обратить внимание, как я уже заметил, о правильном распределении местности для школ. Спросите ведь в Ильинской школе Ильинскиие мальчики, в Бережецкой—Бережецкие, в Загорской— Загорские, а содержание общее земское, при этом считаю необходимым не только не воспрещать, но напротив того поощрять желание этих волостей содержать на прежний сбор, который по всей вероятности и до ныне собирается. Далее при представлении к наградам учителей, надо озаботиться не столько числом, сколько достоинством учеников, строго обращая внимание, во сколько времени и чему выучиваются: если эти механически долбники арцы—аз—pa—ра, или сознательное понимание пройденнаго, прочитаннаго: во всяком же случае поводом к представлению к награде должны быть какия-либо особыя заслуги учителя, выходящия из рода обыкновенных обязанностей.
Да позволено будетъ желать, чтоб на будущее время земство при представлении к наградам учителей принимало во внимание коллективное представление училищнаго совета, а не отдельное заявление каждаго члена порознь, если земство не пожелает сделать некоторое исключение члену  своему—от земства.   При этом полезно было бы, в видах поощрения хороших учеников, давать после экзамена двум ученикам награды из сумм земства, в размере 3-х р. сер. на обоих. Краткость времени моей деятельности не позволила мне ознакомиться с историческим значением безвозмездных школ, а потому я их считаю даровыми, безвозмездными. Всякое даяние благо – говорит свящ. писаниe: «даровому коню в зубы не смотрят» – заключил практический русский человек, а потому думалось бы вопрос о безвозмездном оставить на совести трудящихся, ибо мзды их много на небеси, а в здешнем мире вознаграждение cиe выражается хорошим мнением епархиальнаго и всякаго начальства о безвозмездно на пользу блжняяго трудящихся, наконец похвальными листами, набедренниками, скуфьями, камилавками фиолетовыми и прочими вещественными знаками не вещественных отношений, а потому деньги земство употребит на усиление правильно устроенных училищ — на женскую школу.

Казалось бы, что давать деньги за труд, который я сам объявил во все-услышаниe безвозмездным, значит или уничтожить характер самого труда, или предполагать, что в ожидании мзды я провозглашаю безвозмездие. Не оскорбим ли мы денежными уплатами безвозмездно на пользу ближних трудящихся! Похвала, благодарность, даже представление к наградам всех, кто способствует развитию народнаго образования с успехом для самаго образования. Обращаю внимание на предложенный собранию проэкт члена коммиссии Калачева о наградах по испытании успехов, этого  нельзя  не желать  от  земства, да никто впрочем это и не отвергает, но видя положение, в котором находится народное образование в настоящее время, говорить о наградах, мне кажется, очень и очень преждевременно. Наконец проэкт управы ходатайствует пред земством о предоставлении членам управы формального надзора за состоянием училищ.

Если я не ошибаюсь, то именно с этой целью и избирается собранием член от земства, который обязан нравственною ответственностью пред избирателями исполнить свои обязанности; при этом весьма было бы справедливо постановить, что расходование земских сумм на предмет народнаго образования было бы предоставлено не училищному совету, ни председателю его, а непременному члену от земства, как доверенному земства. Если земское собрание сочуственно отзовется на мое предложение, обдуманно, от души мною высказанное, то я должен буду сознаться, что именно расходование земских сумм я, по моим убеждениям, один на себя принять не могу и потому, заявляя о сем собранию, покорно прошу из числа гласных для совокупнаго действия избрать еще двух членов, которые бы составили особую коммиссию, долженствующую действовать до тех пор, пока не установится на новых началах – вопрос о народном у нас образовании а может быть и сама земская управа не сочтет обременительным постройку училищ принять в свое заведывание и распоряжение.

Источник: Журналы уездных земских собраний Владимирской губернии … . – Владимир : печатня А. Александровского.
Уезды: Судогодский, Владимирский, Юрьевский, Переславский, Суздальский, Гороховецкий. – 1868. – 171 с. Книга 2.
Место хранения оригинала: РГБ
Орфография и стиль сохранены, с адаптацией к современному правописанию. Документ подготовил к публикации В.Е. Махалов.


Упоминание: 1868 год, 19-й век, документы, Бережок (село), Загорье (село), образование,














Яндекс.Метрика
 
 
Главная | Гаврилов Посад | Гаврилово-Посадская земля - документы из истории | Документы до 1600 года | Документы с 1601 по 1789 год | Документы с 1790 по 1860 год | Документы с 1861 по 1916 год | Документы с 1917 по 1940 год | Документы с 1941 по 1953 год | Документы с 1954 по 1984 год | Документы с 1985 по 2000 год | Документы с 2001 по 2010 год | Документы с 2011 по 2020 год | Документы с 2021 по 2030 год | Села и деревни района, их история | Исчезнувшие села и деревни, их история | Люди, оставившие свой след в истории Гаврилово - Посадской земли | Культурная жизнь Гаврилово - Посадской земли | Археология Гаврилово-Посадской земли | Книга Памяти Гаврилово-Посадского района | Краеведческие публикации о Гаврилово-Посадской земле | Традиции кузнечного мастерства | Фотоальбомы Гаврилово-Посадской земли | Достопримечательности Гаврилово - Посадской земли | Союз краеведов Ополья | Гаврилово - Посадское благочиние | Главная Карта Сайта
Назад к содержимому | Назад к главному меню