Главное меню:
1868 год, август. Выписка из журнала заседаний Юрьевскаго уезднаго земскаго собрания. Слово по поводу предложенного собранию проекта о народном образовании.
Слово, сказанное гласным Юрьевскаго уезднаго земскаго собрания и членом училищнаго совета П.А. Лялиным по поводу предложеннаго собранию проекта о народном образовании.
Волею земства меня признали способным быть членом земства по народному образованию. Дело сделалось так скоро, что я не мог уяснить себе чего желательно: образование ли народное или забота заключается в распространении грамотности о цифре грамотников? Чтоб выйдти по возможности из всегда неприятнаго положения неопределенности, чтоб по возможности оправдать доверие моих избирателей, я должен был предложить на усмотрение земства и мысли мои о народномъ образовании и способы к распространенно грамотности.
Историческия изследования, просветленныя трудом и наукою, доказали нам, что в прежней до Петровской России потребность народнаго образования была потребность народная, воля земская. Изследования Лавровскаго воочию объясняют нам, что средства народнаго образования были в руках и paспоряжении земства, а документы того времени свидетельствуют, что от правительственной власти просили только не затруднять этих желаний, этих стремлений к земскому образованию, Петру понадобились чиновники, пушкари, летейщики и друrиe слуги царские и на образование их потребовались народныя средства и с тех пор собственно народное образование стало падать, так что ни указы Анны Иоановны ни повеления Елизаветы Петровны уже не в состоянии были возстановить прежнее; чтоб нагляднее убедиться нам в истине, я бы желал обратить внимание земства на пример хотя бы и на результаты уездных училищ. Годовой расход его 2272 руб. 20 коп., среднее число оканчивающих курс каждый год 6 учеников т. е. каждый кончивший курс уезднаго училища обходится Государству Российскому каждогодно до 380 руб., без помещения, без платы за одежду и содержание!…
Всмотритесь каких Мининов, каких Пожарских, каких людей формирует оно на средства потребляемыя! Образовать доблесть гражданскую труд не посильный, бездна страшная между нею и роспискою грамотнаго человека, от которой грамотей под присягою отказывается! Без
нравственного образования я пользы грамотности не вижу—не вижу ни в понятиях народа о Божием празднике, ни в понятиях его об обязанностях ни семьянина, ни гражданина, ни даже христианина.
«Кто празднику рад, тот до свету пьян», «плохо не клади, вора в грех не вводи», «не согреша не замолишь» – вот эти сердечныя задушевныя народныя понятия, а между тем всякий грамотник читает не только часовник, читает и псалтырь, значит понимает его столько же, сколько мертвец, над которым читается тот же псалтырь. Я обязан, я вынужден обратить при этом внимание земства, что собственно народное образование в настоящее время исключительно находится в рукахъ духовенства и труды воспитателей выражаются такими прискорбными фактами. Даже правительственное распоряжение воспрещения венчать браком незнающих установленных символа веры, десяти заповедей и самыхъ обыденных молитв не исполняется и приносится в жертву иным интересам, другим побуждениям. Не найдется ли возможность земству, ревнующему о народном образовании, просить кого следует о не укоснительном исполнении сего распоряжения.
Выяснив какую пользу принесло народному образованию ныне существующее направление народных школ, мне думается, что предложенный сейчас проект управы ни в чем не изменяет того положения, в котором до сего времени находится народное образование. Правда, проект предлагает земству ассигновать 1606 рублей, допустим даже, что расход этот будет и производителен, но во всяком случае вряд ли справедливо содержать на счет земства штатныя школы в селениях Ильинском, Бережке и Загорье казенных крестьян, тогда как они участвуют в расходах земства 6801 руб. 55 коп. а временно-
Впрочем я такого мнения, что без правильно организованных участковых школ результат народнаго образования останется прежний. Но если потребность образования действительно существует. если народ хочет учиться и учится, то на обязанности земства облегчить средства к удовлетворению этих желаний, а так как дело предложенное на обсуждение относится преимущественно до обучения крестьянских мальчиков, а потому я бы желал, чтоб основанием проекта народных школ послужили заявления гласных от крестьян, может быть гласные от города не откажут в своем содействии образованию народному, не может быть, а наверно представители интересов землевладельцев примут живое участие в деле столь близком каждому просвещенному человеку.
Дворянство содержит на свой счет пансионы, женския гимназии, имеет стипендиатов в университетах, лицеях, в бывших в морском и кадетском корпусах, какия принимаются меры купечеством, оно само про то знает, почему же крестьянам, если потребность образования действительно в нихъ созрела или равноправность вынуждает их желать учиться, оставаться равнодушным к их собственному делу и ничего не делать, а ждать что для них сделают: не отдадут ли землю даром, леску даром, гражданския права даром, не выучат ли даром; неужели и в этом святом деле нужен приказ. Приказано и выстроены и наняты каждой волостью волостныя правления и жалованье всем положено, а для школы на две, на три, а может быть и на четыре волости, средств не находят.
Всякий, кому дорого образование своих детей, и дворянин и купец и мещанин сам заботится о том, что ему дорого, что ему нужно. Меня могут однако спросить: гдеж тутъ будет заслуга земства? Да, но во 1-
Я отношу к обязанности земства завести на прочном основании центральныя училища два, три и даже десять, сообразно со средствами, которыя будут для сего назначены. При школе иметь стипендиантов собственно от земства и от тех сословий, которыя будутъ помещать в школе детей своих, а может быть будут стипендианты и частных лиц—почему же каждой волости, по примеру прочих сословии, не содержать на свой счет 2 х, 3-
Подумайте, какое грамадное влияние будет иметь образованная крестьянка, не только в своей семье, но и в своем селении! Вот вам будущие учителя грамоты, местные, дешевые, знакомые. Отец грамотный, он на добыче, он нромышляет средства к жизни, он на стороне и в стороне от всякаго влияния на семейство свое, которое ростет, с молоком матери всасывает понятия свои о себе, отношения свои к ближнему. Женская школа образует не только жен и матерей, она дает нам сперва детей, потом юношей и наконец мужей земли русской. Когда Наполеон 1-
Иго мое благо, бремя мое легко есть. Я сказал мое слово об образовании народном, но я обещал сказать и о распространении грамотности. Прочитанный проэкт управы, пожалуй, и удобен, следовало бы обратить внимание, как я уже заметил, о правильном распределении местности для школ. Спросите ведь в Ильинской школе Ильинскиие мальчики, в Бережецкой—Бережецкие, в Загорской— Загорские, а содержание общее земское, при этом считаю необходимым не только не воспрещать, но напротив того поощрять желание этих волостей содержать на прежний сбор, который по всей вероятности и до ныне собирается. Далее при представлении к наградам учителей, надо озаботиться не столько числом, сколько достоинством учеников, строго обращая внимание, во сколько времени и чему выучиваются: если эти механически долбники арцы—аз—pa—ра, или сознательное понимание пройденнаго, прочитаннаго: во всяком же случае поводом к представлению к награде должны быть какия-
Да позволено будетъ желать, чтоб на будущее время земство при представлении к наградам учителей принимало во внимание коллективное представление училищнаго совета, а не отдельное заявление каждаго члена порознь, если земство не пожелает сделать некоторое исключение члену своему—от земства. При этом полезно было бы, в видах поощрения хороших учеников, давать после экзамена двум ученикам награды из сумм земства, в размере 3-
Казалось бы, что давать деньги за труд, который я сам объявил во все-
Если я не ошибаюсь, то именно с этой целью и избирается собранием член от земства, который обязан нравственною ответственностью пред избирателями исполнить свои обязанности; при этом весьма было бы справедливо постановить, что расходование земских сумм на предмет народнаго образования было бы предоставлено не училищному совету, ни председателю его, а непременному члену от земства, как доверенному земства. Если земское собрание сочуственно отзовется на мое предложение, обдуманно, от души мною высказанное, то я должен буду сознаться, что именно расходование земских сумм я, по моим убеждениям, один на себя принять не могу и потому, заявляя о сем собранию, покорно прошу из числа гласных для совокупнаго действия избрать еще двух членов, которые бы составили особую коммиссию, долженствующую действовать до тех пор, пока не установится на новых началах – вопрос о народном у нас образовании а может быть и сама земская управа не сочтет обременительным постройку училищ принять в свое заведывание и распоряжение.
Источник: Журналы уездных земских собраний Владимирской губернии … . – Владимир : печатня А. Александровского.
Уезды: Судогодский, Владимирский, Юрьевский, Переславский, Суздальский, Гороховецкий. – 1868. – 171 с. Книга 2.
Место хранения оригинала: РГБ
Орфография и стиль сохранены, с адаптацией к современному правописанию. Документ подготовил к публикации В.Е. Махалов.
Упоминание: 1868 год, 19-