1722 год, 25 января. Доношение Преосвященного Варлаама, епископа Суздальского Святейшему Синоду. - Гаврилов Посад - городок наш небольшой

Перейти к контенту

Главное меню:

1722 год, 25 января. Доношение Преосвященного Варлаама, епископа Суздальского Святейшему Синоду.

Логотип сайта



1722 год, 25 января. Доношение Преосвященного Варлаама, епископа Суздальского Святейшему Синоду.








  Преосвященный Варлаам, епископ Суздальский, в доношении Святейшему Синоду, поданном 25 января 1722 года, изъяснил:

  В епархии моей случаются многие и самим мною неудоборешительные падежи, с которых происходят на меня великия злобы, коварства, гонения и прочая, будет им в таковых падежах не наровлю, ни прощаю, но праведно рассуждаю. Того ради, дабы от таковых злобных людей не был я в гонениях и ненависти, прошу вашего Святейшаго Правительствующаго Синода на нижеписанные пункты решения
:

1. Помещик Михайло Казимеров прижил с дочерью своею родною девкою робёнка, и ныне дочь его держится под началом в Покровском девичьем монастыре, а он в Спасском Евфимьеве монастыре, за которым много есть инстанции, а мне самому простить его нельзя, а за непрощение от того соделоваются от просителей злобы и прочая; и в том его Казимеровом падежи как Святейший Синод благоволит?


2. По духовным делам держатся в Покровском девичьем монастыре под началом Суздальскаго уезду камисара Михаила Молчанова дочь его, девка Матрёна, да помещика Степана Ошанина дворовая девка, которыя, по рождении, своих робенков до смерти побили.


3. По доношениям и по допросным речам многие обретаются в близком свойстве женаты, а именно Суздальского уезду вотчины Рождественнаго монастыря, что в Володимере, села Веси, поп Федор.


4.
Во всей моей епархии празднуют девятухи, десятухи, семики.

5. На день мучеников Фрола и Лавра в церквах попы святят воду и тою водою кропят у церквей лошадей.


6. С подъемами икон ходят попы по мирским домам.


7. В епархии моей многия явятся духовные дела в помещиковых вотчинах, и по тем делам из тех вотчин посланным моим приличных людей прикащики и старосты не выдают и посланных моих ругают.


8. Многие помещики по клевете, без всякой причины, неповинных попов от церквей сами изгоняют, а требуют иных; а ежели иного не дать, старого попа не примет, и тако церкви Божии, по их злобе, стоят без пения, а именно Суздальского уезду села Ермолина помещик Иван Казимеров выбил из онаго села попа Ивана.


9. Попы и дьяконы аще доносят на своих духовных прихожан, или на дворян духовныя дела, тех попов помещики от церкви отбивают, обрав пожитки его, а имянно выбит вотчины князь Сергея Борисовича Голицина из села Пиногори дьякон Афанасий.


10. Князи и великие господа держат многие монастыри мужеские и женские в своих вотчинах, в них же несть ни строителя ни начальницы, живут самовластно и беззаконно; а ежели послать к ним строителя или начальницу, доношения подадут своему князю или господину и потом князь велит строителя или начальницу из монастыря, без ведома моего выбить; а будет к князю и пишешь, князь или господин о том не ответствует; а именно Суздальского уезду в вотчине князь Ивана Федоровича Ромодановского в селе Мстерской слободе Богоявленской монастырь, и из онаго монастыря строитель выслан, да Ивановской девичий монастырь, и во многих вотчинах при церквах живут монахини без начальниц.


11. У тех же князей и господ многие обретаются в вотчинах раскольщики, которые не токмо исповедываются и причащаются, но и в церковь никогда не ходят, а егда по доношениям по них пошлется, то прикащик, надеясь на своего господина, посланных моих ругает, а крестьян не выдают знатко изо взятков, а именно Суздальского уезду из вотчины князь Ивана Федоровича Ромодановского из села Мстерской слободы.


12. Многия вдовы попадьи остаются с малыми своими детьми, а токмо поп умрет, другой на поповство, в том же времени, на умершаго попа место у помещика накупится и помянутых вдов с детьми помещики из домов выбивают и пожитки их к себе возьмут; а вдовы, приходя ко мне, бьют челом и плачут и многие труды делают, а послать к помещикам, дабы пожитки и хлеб попадье отдали, и помещики того не слушают: а именно Юрьевского уезду Польскаго вотчины стольника Ивана Васильевича Отяева села Давыдовскаго вдовая попадья и с детьми из того села выслана.


13.  Когда мирские люди явятся в духовных делах богатые и нищие, за таковыя дела наказанье ль им чинить или штраф брать, и сколько?


14. Попы и дьяконы, егда услышат порожнее где место, а к тому еще нескудное, помещикам сулят многия деньги, дабы за ними ходатайствовать до архиерея, перевесть бы их на оное место, и ежели не перевесть, за то помещики сердитуют на архиерея и церкви Божии долго стоят без пения.


15. Обыкновение есть в епархии моей, что в праздники господские, а именно на Рождество Христово, на Благовещение Пресвятыя Богородицы и на Вход Пресвятыя Богородицы архимандриты и игумены, строители и гражданские священники приносят подносы: хлеб, рыбу и вино, и в оные праздники в доме моём кушают и пьют, с теми подносами как соблаговолите?


16. Егда ставится архимандрит или игумен, или протопоп, по поставлении своем приходит ко архиерею кланяться, благодарящее приносит икону, такоже и хлеб и рыбу, а иной и косяк камки, и о том как соблаговолите?


17. Когда поедет архиерей в свою епархию в которой город, гражданя выдут встречу и принесут хлеба, рыбы и вина, и о том как соблаговолите?


18. В коем монастыре бывает праздник, а архиерей тамо не будет на празднике, игумен по празднике или архимандрит приезжает к архиерею, приносят икону праздничную, да хлеб и рыбу, и о том как соблаговолите?


19. Дворян архиерейских и приказных, егда случаются быть имянины, приносят калач и четвертную вина, и о том как соблаговолите?


20. Приказные дьяки и подьячие, егда архиерея не слушают, а императорские нужные дела не скоро отправляют, как с ними быть: наказание ли им чинить, или штраф брать?


  И на означенные пункты прошу вашего святейшества решения, дабы я не терпел от злобных людей гонения и оскорбления, и впредь бы мне всякие дела отправлять было без опасения.


…По пунктам Суздальского епископа Варлаама определено:


На 1 пункт. О злобствующих на него, архиерея, от кого имянно и какия происходят злобы, взять у него в Синод известие.


На 2 пункт. Обретающихся по делам девок и вдов, которыя прижитых от блуда детей своих погубляют, отсылать в Юстиц – Коллегию для учинения по указом наказания.


На 4 пункт. О девятухах и десятухах учинить генеральное разсуждение, выписав из Духовного Регламента.


На 5 пункт. О кроплении святою водою при церквах лошадей – против 4 пункта.


На 6 пункт. С местными образами в домы не ходить, а образы приходские роздать их владетелям, чего для сыскать о хождении с таковыми образами состоявшейся в бытность святейших патриархов указ в Тиунской или в Духовном Приказе, и выписав, предложить к синодальному разсуждению.


На 7 пункт. О присылке требуемых людей в духовных делах посылать указы и ведомцам вотчинным, а собою не посылать.


На 8 пункт. Оклеветаемых помещиками священнослужителей безвинно не отрешать.


На 9 пункт. О высылаемых из вотчин священнослужителях, за какие духовныя доношения отрешают, объявить дела имянно.


На 10 и 11 пункт. О содержании в вотчинах при домах чернцов и черниц выписать о таковых из Регламента Духовного, а князю Ромодановскому о означенной в 11 пункте раскольниками потачке объявить имянно.


На 12 пункт. О высылке вдовой попадьи из вотчины стольником Отяевым, сыскав его Отяева в Синод, и допросить против сего пункта обстоятельно.


На 13 пункт. Являющимся людям по духовным делам в винах, штрафования чинить по правилам и указам.


На 14 пункт. О переведении на праздные места священнослужителей чинить по правилам.


На 15 пункт. В почести ему архиерею принимать от добровольного приносу без всякого домогательства, токмо за оные из казны денег не имать, а употреблять оным же приносителем на трактамент,
а остатки в богадельни.

На 16 пункт. В подносы ему архиерею от производимых на вышния степени икон, камок, и никаких парчей и денег отнюд. Не имать, кроме снедных вещей.


На 17 пункт. О подносах епархии его градских обывателей чинить ему архиерею по присяге своей, учиненной при хиротонисании.


На 19 пункт. Против 16 пункта, токмо с усмотрением, чтобы ему, архиерею, потом быть не виновату.


На 20 пункт. О непослушании дому его подчиненных чинить ему архиерею по своему разсмотрению, токмо усматривая сущую правду без всяких напрасных нападков, следующих к непотребным взяткам.


Источник: Смирнов Александр Васильевич, “Материалы для истории Владимирской губернии. Выпуск 1.”. Владимир: типо – литография Губернского правления, 1901 год. 379 страниц. Место хранения оригинала: Владимирская ОУНБ. Орфография и стиль сохранены, с адаптацией к современному правописанию. Документ подготовил к публикации В.Е. Махалов.


Упоминание: 1722 год, 18-й век, документы, Пиногор (село), Голицины, Отяевы, Давыдовское Большое (село), Давыдовское Малое (село), религия, священнослужители,























Яндекс.Метрика
 
 
Главная | Гаврилов Посад | Гаврилово-Посадская земля - документы из истории | Документы до 1600 года | Документы с 1601 по 1789 год | Документы с 1790 по 1860 год | Документы с 1861 по 1916 год | Документы с 1917 по 1940 год | Документы с 1941 по 1953 год | Документы с 1954 по 1984 год | Документы с 1985 по 2000 год | Документы с 2001 по 2010 год | Документы с 2011 по 2020 год | Документы с 2021 по 2030 год | Села и деревни района, их история | Исчезнувшие села и деревни, их история | Люди, оставившие свой след в истории Гаврилово - Посадской земли | Культурная жизнь Гаврилово - Посадской земли | Археология Гаврилово-Посадской земли | Книга Памяти Гаврилово-Посадского района | Краеведческие публикации о Гаврилово-Посадской земле | Традиции кузнечного мастерства | Фотоальбомы Гаврилово-Посадской земли | Достопримечательности Гаврилово - Посадской земли | Союз краеведов Ополья | Гаврилово - Посадское благочиние | Главная Карта Сайта
Назад к содержимому | Назад к главному меню