1648 год. Письма стряпчего Покровского монастыря Василия Белина - Гаврилов Посад - городок наш небольшой

Перейти к контенту

Главное меню:

1648 год. Письма стряпчего Покровского монастыря Василия Белина

Логотип сайта



1648 год. Письма стряпчего Покровского монастыря Василия Белина из Москвы игуменье того же монастыря Леониде и келарю княгине Александре с сестрами.







1648 год. Письма стряпчего Покровского монастыря Василия Белина из Москвы игуменье того же монастыря Леониде и келарю княгине Александре с сестрами.


1 Василий Белин пишет, что по делу о вывозных Покровского и других Суздальских монастырей крестьянах в Поместном приказе спрашивают роспись, “сколько человек крестьян в Суздале в посаде взято и хто имянем взят”. Белин просит присланную уже к нему роспись проверить и, если требуется, исправить и послать ему без замедления; он, Белин, уже бил челом архиепископу Серапиону и подносил ему общую, от Суздальских монастырей, челобитную с просьбой поднести ее государю, на что архиепископ сообщил, что таковые же челобитные представляли государю Иосиф, патриарх Московский и всея Руси, он, архиепископ, и из Владимира – от всех монастырей, у которых Петр Траханиотов землю и крестьян “поимал и отдал в посад” ; а на челобитных де подписан один государев указ: велено выписать из писцовых и переписных книг и доложить ему, государю; архиепископский стряпчий уже представил роспись вывозных крестьян в Поместный приказ, и оттуда в Галицкую Четверть послана память о выписке из Михайловых книг Трусова и из Петровых книг Траханиотова, почему крестьяне взяты в посад. Для успешности дела нужна “почесть не малая” в Поместном приказе и в Галицкой Чети дьякам и подьячим: “В Галецкой Чети, пишет Белин, от подьячих без почести не отойти”, – почему он просит прислать ему денег и побудить к тому же другие монастыри, которые поименованы в общей челобитной. На обороте 1 листа помета: “156 год, июля 23 дня, привез отписку монастырской слуга Стахей Афонасьев”.


2- Белин извещает о получении посланных с монастырским слугой “отписки и росписного списка”, каковые он представил в приказ Большого Дворца; в том же приказе он проведывал, “ не будет ли от Василья Владыкина и от друзей ево какова плутанья”, при чем оказалось, что Василий Владыкин в Москве не бывал, и “от друзей ево никаково заводу не бывало”. Относительно челобитья государю о том, чтобы он “пожаловал, велел жаловальные (вотчинные) грамоты подписать”, известно, что в приказе Большого Дворца и в иных приказах таковых грамот не подписывают до государева указа, и что о таких грамотах будет особый государев указ. Далее Белин извещает, что подал государю челобитную о выбежавшем из села Хрепелева, деревни Гридины, крестьянине с семьей в отчину Петра Траханиотова, и государь “пожаловал, велел челобитье записать”, а искать о том деле нужно судом в Поместном приказе. На обороте 4 листа помета: “156 год, июля 28 дня, привез отписку дворник Васька Брагин”.


3- По поводу вывозных крестьян из – за монастыря в Суздаль на посад Василий Белин сообщает, что о них послана память из Поместного приказа в Галицкую Четверть (см. первую отписку). Василий Владыкин в Москву августа по 1 число не бывал. Затем Белин сообщает, что на монастырском Московском дворе поставлено сушило, и что кровля на этом сушиле прогнила и требует починки, так как иначе негде хранить монастырские запасы. На обороте помета: “156 года августа в 5 день привез отписку монастырский слуга Обросим Дементьев”.


4 – По поводу потравы конским стадом, принадлежащим крестьянам вотчины Покровского монастыря, села Шипова
, боярского жеребья вотчины боярина Никиты Ивановича Романова, села Лычева, Василий Белин извещает, что об этом деле лично боярину ему не удалось побить челом, так как его нельзя видеть за болезнью; но отписку об этом к боярину от монастырских властей он подал его приказному человеку Ярославу Прасолову и просил его побить челом боярину, чтобы он на монастырских крестьянах потравы не взыскивал; боярин Никита Иванович приказал отписать в село Лычево к приказчику своему Степану Коровину, чтобы он лошадей монастырским крестьянам и поручную их запись в хлебной потраве отдал, и велел только взять на крестьянах за порчу хлеба, “по травле смотря”. Что касается крестьян, выбежавших из монастырской вотчины, села Трофимова, в вотчину боярина Бориса Ивановича Морозова, в село Лысково, то челобитную об этих беглых крестьянах он подал приказному человеку боярина Морозова, Степану Киселеву, который говорит, что грамота о выдаче крестьян написана приказчику села Лыскова; но приказный грамоту не отдает, “знать, что от тово почести хочет”. Василий Белин просит по этому делу инструкций. На обороте 7 листа помета: “156 года августа в 10 день подал отписку монастырской слуга Игнатей Кляпиков” (листы 7 – 8).

5 – Белин пишет по поводу тех же дел, о которых он писал в прежних отписках, то есть, по поводу потравы хлеба конским стадом крестьян вотчины Покровского монастыря, села Шипова, в вотчине боярина Никиты Ивановича Романова, и по делу о вывозных на посад в Суздаль монастырских крестьянах и о необходимости поднести “почесть” для успешного окончания этого дела дьякам и подьячим приказов Поместного и Галицкой Чети, причем Белин предлагает своим властям по этому делу войти в соглашение с другими Суздальскими монастырями, подписавшими общую челобитную, и прислать денег в Москву, по учету с каждого монастыря, сообразно количеству вывезенных крестьян. На обороте 9 листа помета: “156 года августа в 26 день привез отписку подьячей Петр Онтропов”, (листы 9 – 11).


6 – Василий Белин извещает об исполнении поручения своих монастырских властей о покупке двух коней за 13 рублей, каковых коней он послал в монастырь с монастырским слугою и с конюхом. В приказе Большого Дворца он снова проведывал, нет ли “ково челобитчиков дворян…в монастырь, на Васильево место Владыкина”, и такового по 23 августа не оказалось; сам Василий Владыкин в Москву не бывал, а братья его, Сергей и Яков Владыкины, и дети его, Василья – в Москве, но “заводу…от них и никакова крамольства не бывало”. Затем Белин пишет по делу о монастырских крестьянах села Трофимова, выбежавших в вотчину боярина Бориса Ивановича Морозова, повторяя об этом то же, что и в прежней отписке (см.отписку 4-ю). На обороте 12 листа помета: “156 год августа в 27 день привез отписку конюх Якунька Галкин”. (листы 12 – 13)


7 – По поручению и от имени монастырских властей Василий Белин бил челом Суздальскому архиепископу, чтобы он велел своим приказным людям взимать с монастыря “славленое певчим (архиерейским) дьякам” на 156 год в том размере, как оно уплачивалось в монастыре при Василии Владыкине, а не в большем размере, как то было установлено по требованию архиепископа Иосифа. Белин ссылался при этом на то, что и в окладной монастырской книге государева указа о том нет: “даетца славленое против мочи, а не за правежем”. Но все таки архиепископ велел Белину отписать, “чтоб де игуменья и келарь пожаловали певчих моих дьяков, велели славленое дати против прошлово 155 году”. На обороте 14 листа помета: “157 год сентября в 7 день привез отписку оброчной крестьянин Степан Светанников”, (листы 14 – 15).


8 – Белин извещает, что на посланные ему 2 рубля сделал оклад к иконе Пресвятой Богородицы, и посылает икону обратно в монастырь. Посланные ему стрелецкие и ямские деньги за крестьян сел Ярлыкова, Новоселки Дубенской
и Шипова он уплатил, но отписей не успел еще получить из приказов, по получении же их, пошлет без задержки. Остатка от этих денег не получилось: все ушли в уплату. Кроме того на посланные 2 рубля он купил тафты червчатой – китайки и посылает ее в монастырь, алого же сафьяну, какого заказывали купить ему монастырские власти, он не нашел в ряду и потому деньги, посланные на сафьян, посылает обратно. Белин просит поскорей прислать ему деньги для “почести” дьяку Галицкой Чети, так как последний задержал выпись из писцовых книг по делу о вывозных монастырских крестьянах и не посылает ее в Поместный приказ, денег же у Белина для “почести” нет, посланные ему 5 рублей – все в расходе. Грамоту от игуменьи и келаря с сестрами боярина князя Дмитрия Михайловича Пожарского княгине Федоре Андреевне с благодарностью за посланные ею в монастырь ризы он доставил по назначению и посылает в монастырь ответную грамоту от княгини. На обороте 16 листа помета: “157 года сентября в 21 день привез отписку монастырской слуга Богдан Расторгуев”, (листы 16 – 17).

9 – Приказчик дворцового села Лопатнич Аврам Алексеев подал челобитную в приказ Большого Дворца о “выбеглых” в вотчину Покровского монастыря, в село Новоселку, крестьянах. По этому поводу Василий Белин, по приказу своих монастырских властей, от их имени написал челобитную и подал ее в приказ Большого Дворца о том, чтобы “государь пожаловал, ложному письму Аврама Алексеева поверить не велел, а велел бы…про то сыскать городом Суздалем и окольными людьми”. Что касается вывозных на посад в Суздаль монастырских крестьян, то память о них из Галицкой Четверти в Поместный приказ отпущена, но в Поместном приказе думный дьяк Федор Елизаров нашел ее составленной неправильно и приказал послать обратно в Галицкую Четверть: “написана де память не против дела, а чево и не спрашивают, а он (очевидно, дьяк Галицкой Четверти) де и то велел в Память написать”; кроме того Суздальцы – посадские люди на Москве о вывозных крестьянах “промысел чинят”, чтобы оставить их на посаде, и “дачю большую ” дают, так что, заключает об этом деле речь Василий Белин, “нам, государыни, такое дело небольшою дачею не зделать”. В конце отписки Белин просит поспешить высылкою ямских денег с монастырских вотчин. На обороте 18 листа помета: “157 года октября в 23 день привез отписку монастырский слуга Алексей Дитятев”, (листы 18 – 19).


10 – По ходатайству Белина в приказ Большого Дворца боярин князь Алексей Михайлович Львов велел подписать 8 жалованных монастырских вотчинных грамот; роспись этим грамотам, Белин посылает в Покровский монастырь и просит выслать ему для представления в приказ списки с этих грамот; 6 же жалованных, тарханных и судных правых грамот “подписать не указано”. За подписку грамот “почести дьяку” Ивану Федорову и подьячим станет рублев в десять и больше”, денег же столько, пишет Белин, у него нет. Он просит снова поспешить высылкой ямских денег, так как с него спрашивают их в Ямском приказе “безпрестанно”, и “в том убытки чинятся немалые…какая прибыль, ежедневно таскают в приказ, и хоженое приставом давай”. На обороте 20 листа помета: “157 год октября в 28 день привез отписку архиепискуплев стряпчей Федор Заворотков”, (листы 20 – 21).


11 – Василий Белин извещает своих властей о том, что к образу Покрова Пресвятой Богородицы, посланному из Покровского монастыря для поднесения царевичу и великому князю Дмитрию Алексеевичу сделан оклад по образцу Вознесенского и Новодевичьего монастырей образов (следует описание оклада), на что затрачено 3 рубля с полтиной, и образ поднесен царевичу 5 ноября. В Ямском приказе, по челобитью Белина, дали отсрочку для внесения ямских денег до 10 ноября, почему Белин просит выслать деньги к указанному сроку. Относительно справки о цене хлеба для уплаты стрелецкого запаса Белин пишет, что хлеб на Москве – в цене: рожь покупают четверть 20 алтын с гривною, овес четверть 4 гривны, подрядчики же просят за поставку хлеба по 32 алтына за юфть. На обороте 22 листа помета: “157 года ноября в 10 день привез отписку монастырский слуга Иван Попцов”, (листы 22 – 23).


12 – Для представления в Поместный приказ, по государеву указу, Белин просит игуменью и келаря прислать емк сказку “за их руками” о всех монастырских вотчинах жалованных, вкладных, купленных и закладных, а также – послать ему списки с государевых жалованных грамот, со вкладных, купчих и со всех крепостей. На обороте помета: “157 года ноября в 20 день привез отписку Ризположенской поп Матвей”, (лист 24).


13 – Василий Белин извещает о том, что он высланные ему из Покровского монастыря ямские деньги с монастырских вотчин Суздальского и Володимерского уезда в размере 126 рублей 22 алтына 3 деньги, да “от монастырских дел и отписей 5 рублей”, он заплптил в Ямском приказе и отписи в них, тотчас по получении из приказа, он пошлет в монастырь. Относительно подписи жалованных монастырских грамот, по его ходатайству, – дьяк Большого Дворца Иван Федоров подписал три грамоты царя Михаила Федоровича: 157 год, по которой “велено (Покровскому монастырю) искать и отвечать в приказе Большого Дворца”; 122 год – на рыбные ловли в реке Волге; и 130 год – на Белозерские рыбные ловли, – все эти подписанные грамоты Белин посылает в монастырь. Он просит поскорей прислать ему сказку и списки с жалованных, купчих и других (см. отписку 12) грамот для представления в Поместный приказ. Относительно приказа ему от игуменьи и келаря бить челом о выдаче “восковых денег” он извещает, что в прошлом 156 году эти деньги выданы в январе, и в нынешнем году их раньше этого срока не выдадут. На обороте 25 листа помета: “157 года ноября в 24 день привез отписку монастырской слуга Федор Попцов”, (листы 25 – 26).


14 – Относительно присылки из монастыря сказки и вотчинных грамот (см. отписки 12 и 13), Белин пишет, что он проведывал у патриаршаго, Вознесенского и Новодевичьего монастырей стряпчих, каковы они сказки о вотчинах составляют, причем оказалось, что еще никто из них сказок не представлял в поместный приказ; но Новоспасского монастыря стряпчий “монастырским вотчинам сказку за руками принес и под сказкою списки с крепостей, а в сказке…написано: которая вотчина и в коем городе и в коем году дана, и кто ее именем дал в монастырь вкладу, и что к той вотчине деревень и починков и пустошей, и на каком урочище стоит”. При этом Белин сообщает, что 157 года ноября 13 государь указал, “которые слободы патриарши и митрополичьи и владычни и монастырские и бояр и окольничих на Москве и в городах на посадах, а живут в них торговые и ремесленные люди, и те слободы и с торговыми и с ремесленными людьми взять на государя” ; список с этого указа Белин посылает игуменье и келарю. Белин посылает также список с челобитной Суздальцев посадских людей на архиепископа, на Спасский и Покровский монастыри, “будто завладели их посацкою землею и слободы учинили большие, чтобы государь их пожаловал, велел землю и слободы и крестьян по промыслу и по торгу взять в Суздаль на посад”. Белин предлагает посоветоваться об этом сообща и отписать ему. На место Василия Владыкина, в Покровский монастырь бьет челом государю Василий Григорьев Квашнин, и ему велено быть в монастыре, хотя в приказе Большого Дворца “челобитья ево и по се число не обьявилось, и в иных приказах проведать не мочно”. На обороте 27 листа помета: “157 года декабря в 4 день подал отписку монастырский слуга Правда Федоров”, (листы 27 – 29).


15 – Белин извещает о назначении в Покровский монастырь на место Василия Владыкина Василия Григорьева Квашнина: “буде, государыни, пишет Белин, дворенин к монастырювам не надобен, и вам бы велеть написать заручная челобитная и прислать бити челом”. Белин просит прислать поскорей сказку и списки с вотчинных грамот; Ростовского митрополита стряпчий и других монастырей стряпчие сказки уже представляют в Поместный приказ ; Белин посылает игуменье и келарю список со сказки Ростовского митрополита (список со сказки – на л.31). Белин просит также прислать поскорей стрелецкие деньги, которые с него спрашивают в Стрелецком приказе. На обороте 30 листа помета: “157 года декабря в 9 день привез отписку архиепискуплев сын боярской Григорей Черкасов”, (листы 30 – 31).


16 – Белин извещает, что он подал заручную челобитную от игуменьи и келаря с сестрами в приказ Большого Дворца, чтобы государь пожаловал, дворянина в монастырь отпускать не велел. Белин поднес также отписку от игуменьи и келаря боярину Василию Ивановичу Стрешневу и словесно ему бил челом, чтоб он “милостию своей заступил, а боярину и дворецкому князю Алексею Михайловичу поговорил, чтоб он дворенина отпускать не велел”. Ходатайство имело успех, и князь Алексей Михайлович Львов дворянину Василию Квашнину ехать в Покровский монастырь не велел. Обычной пометы на обороте нет, листы 32 – 33.


Все письма на 33 листах.


Источник: “Описание актов собрания графа А.С. Уварова. Акты исторические, описанные И.М. Катаевым и А.К. Кабановым. Под редакцией профессора М.В. Довнар – Запольского”. Москва. Типография Г. Лисснера и Д. Собко. Воздвиженка, Крестовоздвиженский переулок, дом Лисснера. 1905 год. Орфография и стиль сохранены, с адаптацией к современному правописанию. Документ подготовил к публикации В.Е. Махалов.


Упоминание: 1648 год, 17-й век, документы, Рыковская Новоселка (село), Лычево (село), Шипово (деревня),


























Яндекс.Метрика
 
 
Главная | Гаврилов Посад | Гаврилово-Посадская земля - документы из истории | Документы до 1600 года | Документы с 1601 по 1789 год | Документы с 1790 по 1860 год | Документы с 1861 по 1916 год | Документы с 1917 по 1940 год | Документы с 1941 по 1953 год | Документы с 1954 по 1984 год | Документы с 1985 по 2000 год | Документы с 2001 по 2010 год | Документы с 2011 по 2020 год | Документы с 2021 по 2030 год | Села и деревни района, их история | Исчезнувшие села и деревни, их история | Люди, оставившие свой след в истории Гаврилово - Посадской земли | Культурная жизнь Гаврилово - Посадской земли | Археология Гаврилово-Посадской земли | Страница 984 | Страница 985 | Книга Памяти Гаврилово-Посадского района | Краеведческие публикации о Гаврилово-Посадской земле | Традиции кузнечного мастерства | Фотоальбомы Гаврилово-Посадской земли | Достопримечательности Гаврилово - Посадской земли | Союз краеведов Ополья | Гаврилово - Посадское благочиние | Главная Карта Сайта
Назад к содержимому | Назад к главному меню