Главное меню:
1648 год. Письма стряпчего Покровского монастыря Василия Белина из Москвы игуменье того же монастыря Леониде и келарю княгине Александре с сестрами.
1648 год. Письма стряпчего Покровского монастыря Василия Белина из Москвы игуменье того же монастыря Леониде и келарю княгине Александре с сестрами.
1 Василий Белин пишет, что по делу о вывозных Покровского и других Суздальских монастырей крестьянах в Поместном приказе спрашивают роспись, “сколько человек крестьян в Суздале в посаде взято и хто имянем взят”. Белин просит присланную уже к нему роспись проверить и, если требуется, исправить и послать ему без замедления; он, Белин, уже бил челом архиепископу Серапиону и подносил ему общую, от Суздальских монастырей, челобитную с просьбой поднести ее государю, на что архиепископ сообщил, что таковые же челобитные представляли государю Иосиф, патриарх Московский и всея Руси, он, архиепископ, и из Владимира – от всех монастырей, у которых Петр Траханиотов землю и крестьян “поимал и отдал в посад” ; а на челобитных де подписан один государев указ: велено выписать из писцовых и переписных книг и доложить ему, государю; архиепископский стряпчий уже представил роспись вывозных крестьян в Поместный приказ, и оттуда в Галицкую Четверть послана память о выписке из Михайловых книг Трусова и из Петровых книг Траханиотова, почему крестьяне взяты в посад. Для успешности дела нужна “почесть не малая” в Поместном приказе и в Галицкой Чети дьякам и подьячим: “В Галецкой Чети, пишет Белин, от подьячих без почести не отойти”, – почему он просит прислать ему денег и побудить к тому же другие монастыри, которые поименованы в общей челобитной. На обороте 1 листа помета: “156 год, июля 23 дня, привез отписку монастырской слуга Стахей Афонасьев”.
2-
3-
4 – По поводу потравы конским стадом, принадлежащим крестьянам вотчины Покровского монастыря, села Шипова, боярского жеребья вотчины боярина Никиты Ивановича Романова, села Лычева, Василий Белин извещает, что об этом деле лично боярину ему не удалось побить челом, так как его нельзя видеть за болезнью; но отписку об этом к боярину от монастырских властей он подал его приказному человеку Ярославу Прасолову и просил его побить челом боярину, чтобы он на монастырских крестьянах потравы не взыскивал; боярин Никита Иванович приказал отписать в село Лычево к приказчику своему Степану Коровину, чтобы он лошадей монастырским крестьянам и поручную их запись в хлебной потраве отдал, и велел только взять на крестьянах за порчу хлеба, “по травле смотря”. Что касается крестьян, выбежавших из монастырской вотчины, села Трофимова, в вотчину боярина Бориса Ивановича Морозова, в село Лысково, то челобитную об этих беглых крестьянах он подал приказному человеку боярина Морозова, Степану Киселеву, который говорит, что грамота о выдаче крестьян написана приказчику села Лыскова; но приказный грамоту не отдает, “знать, что от тово почести хочет”. Василий Белин просит по этому делу инструкций. На обороте 7 листа помета: “156 года августа в 10 день подал отписку монастырской слуга Игнатей Кляпиков” (листы 7 – 8).
5 – Белин пишет по поводу тех же дел, о которых он писал в прежних отписках, то есть, по поводу потравы хлеба конским стадом крестьян вотчины Покровского монастыря, села Шипова, в вотчине боярина Никиты Ивановича Романова, и по делу о вывозных на посад в Суздаль монастырских крестьянах и о необходимости поднести “почесть” для успешного окончания этого дела дьякам и подьячим приказов Поместного и Галицкой Чети, причем Белин предлагает своим властям по этому делу войти в соглашение с другими Суздальскими монастырями, подписавшими общую челобитную, и прислать денег в Москву, по учету с каждого монастыря, сообразно количеству вывезенных крестьян. На обороте 9 листа помета: “156 года августа в 26 день привез отписку подьячей Петр Онтропов”, (листы 9 – 11).
6 – Василий Белин извещает об исполнении поручения своих монастырских властей о покупке двух коней за 13 рублей, каковых коней он послал в монастырь с монастырским слугою и с конюхом. В приказе Большого Дворца он снова проведывал, нет ли “ково челобитчиков дворян…в монастырь, на Васильево место Владыкина”, и такового по 23 августа не оказалось; сам Василий Владыкин в Москву не бывал, а братья его, Сергей и Яков Владыкины, и дети его, Василья – в Москве, но “заводу…от них и никакова крамольства не бывало”. Затем Белин пишет по делу о монастырских крестьянах села Трофимова, выбежавших в вотчину боярина Бориса Ивановича Морозова, повторяя об этом то же, что и в прежней отписке (см.отписку 4-
7 – По поручению и от имени монастырских властей Василий Белин бил челом Суздальскому архиепископу, чтобы он велел своим приказным людям взимать с монастыря “славленое певчим (архиерейским) дьякам” на 156 год в том размере, как оно уплачивалось в монастыре при Василии Владыкине, а не в большем размере, как то было установлено по требованию архиепископа Иосифа. Белин ссылался при этом на то, что и в окладной монастырской книге государева указа о том нет: “даетца славленое против мочи, а не за правежем”. Но все таки архиепископ велел Белину отписать, “чтоб де игуменья и келарь пожаловали певчих моих дьяков, велели славленое дати против прошлово 155 году”. На обороте 14 листа помета: “157 год сентября в 7 день привез отписку оброчной крестьянин Степан Светанников”, (листы 14 – 15).
8 – Белин извещает, что на посланные ему 2 рубля сделал оклад к иконе Пресвятой Богородицы, и посылает икону обратно в монастырь. Посланные ему стрелецкие и ямские деньги за крестьян сел Ярлыкова, Новоселки Дубенской и Шипова он уплатил, но отписей не успел еще получить из приказов, по получении же их, пошлет без задержки. Остатка от этих денег не получилось: все ушли в уплату. Кроме того на посланные 2 рубля он купил тафты червчатой – китайки и посылает ее в монастырь, алого же сафьяну, какого заказывали купить ему монастырские власти, он не нашел в ряду и потому деньги, посланные на сафьян, посылает обратно. Белин просит поскорей прислать ему деньги для “почести” дьяку Галицкой Чети, так как последний задержал выпись из писцовых книг по делу о вывозных монастырских крестьянах и не посылает ее в Поместный приказ, денег же у Белина для “почести” нет, посланные ему 5 рублей – все в расходе. Грамоту от игуменьи и келаря с сестрами боярина князя Дмитрия Михайловича Пожарского княгине Федоре Андреевне с благодарностью за посланные ею в монастырь ризы он доставил по назначению и посылает в монастырь ответную грамоту от княгини. На обороте 16 листа помета: “157 года сентября в 21 день привез отписку монастырской слуга Богдан Расторгуев”, (листы 16 – 17).
9 – Приказчик дворцового села Лопатнич Аврам Алексеев подал челобитную в приказ Большого Дворца о “выбеглых” в вотчину Покровского монастыря, в село Новоселку, крестьянах. По этому поводу Василий Белин, по приказу своих монастырских властей, от их имени написал челобитную и подал ее в приказ Большого Дворца о том, чтобы “государь пожаловал, ложному письму Аврама Алексеева поверить не велел, а велел бы…про то сыскать городом Суздалем и окольными людьми”. Что касается вывозных на посад в Суздаль монастырских крестьян, то память о них из Галицкой Четверти в Поместный приказ отпущена, но в Поместном приказе думный дьяк Федор Елизаров нашел ее составленной неправильно и приказал послать обратно в Галицкую Четверть: “написана де память не против дела, а чево и не спрашивают, а он (очевидно, дьяк Галицкой Четверти) де и то велел в Память написать”; кроме того Суздальцы – посадские люди на Москве о вывозных крестьянах “промысел чинят”, чтобы оставить их на посаде, и “дачю большую ” дают, так что, заключает об этом деле речь Василий Белин, “нам, государыни, такое дело небольшою дачею не зделать”. В конце отписки Белин просит поспешить высылкою ямских денег с монастырских вотчин. На обороте 18 листа помета: “157 года октября в 23 день привез отписку монастырский слуга Алексей Дитятев”, (листы 18 – 19).
10 – По ходатайству Белина в приказ Большого Дворца боярин князь Алексей Михайлович Львов велел подписать 8 жалованных монастырских вотчинных грамот; роспись этим грамотам, Белин посылает в Покровский монастырь и просит выслать ему для представления в приказ списки с этих грамот; 6 же жалованных, тарханных и судных правых грамот “подписать не указано”. За подписку грамот “почести дьяку” Ивану Федорову и подьячим станет рублев в десять и больше”, денег же столько, пишет Белин, у него нет. Он просит снова поспешить высылкой ямских денег, так как с него спрашивают их в Ямском приказе “безпрестанно”, и “в том убытки чинятся немалые…какая прибыль, ежедневно таскают в приказ, и хоженое приставом давай”. На обороте 20 листа помета: “157 год октября в 28 день привез отписку архиепискуплев стряпчей Федор Заворотков”, (листы 20 – 21).
11 – Василий Белин извещает своих властей о том, что к образу Покрова Пресвятой Богородицы, посланному из Покровского монастыря для поднесения царевичу и великому князю Дмитрию Алексеевичу сделан оклад по образцу Вознесенского и Новодевичьего монастырей образов (следует описание оклада), на что затрачено 3 рубля с полтиной, и образ поднесен царевичу 5 ноября. В Ямском приказе, по челобитью Белина, дали отсрочку для внесения ямских денег до 10 ноября, почему Белин просит выслать деньги к указанному сроку. Относительно справки о цене хлеба для уплаты стрелецкого запаса Белин пишет, что хлеб на Москве – в цене: рожь покупают четверть 20 алтын с гривною, овес четверть 4 гривны, подрядчики же просят за поставку хлеба по 32 алтына за юфть. На обороте 22 листа помета: “157 года ноября в 10 день привез отписку монастырский слуга Иван Попцов”, (листы 22 – 23).
12 – Для представления в Поместный приказ, по государеву указу, Белин просит игуменью и келаря прислать емк сказку “за их руками” о всех монастырских вотчинах жалованных, вкладных, купленных и закладных, а также – послать ему списки с государевых жалованных грамот, со вкладных, купчих и со всех крепостей. На обороте помета: “157 года ноября в 20 день привез отписку Ризположенской поп Матвей”, (лист 24).
13 – Василий Белин извещает о том, что он высланные ему из Покровского монастыря ямские деньги с монастырских вотчин Суздальского и Володимерского уезда в размере 126 рублей 22 алтына 3 деньги, да “от монастырских дел и отписей 5 рублей”, он заплптил в Ямском приказе и отписи в них, тотчас по получении из приказа, он пошлет в монастырь. Относительно подписи жалованных монастырских грамот, по его ходатайству, – дьяк Большого Дворца Иван Федоров подписал три грамоты царя Михаила Федоровича: 157 год, по которой “велено (Покровскому монастырю) искать и отвечать в приказе Большого Дворца”; 122 год – на рыбные ловли в реке Волге; и 130 год – на Белозерские рыбные ловли, – все эти подписанные грамоты Белин посылает в монастырь. Он просит поскорей прислать ему сказку и списки с жалованных, купчих и других (см. отписку 12) грамот для представления в Поместный приказ. Относительно приказа ему от игуменьи и келаря бить челом о выдаче “восковых денег” он извещает, что в прошлом 156 году эти деньги выданы в январе, и в нынешнем году их раньше этого срока не выдадут. На обороте 25 листа помета: “157 года ноября в 24 день привез отписку монастырской слуга Федор Попцов”, (листы 25 – 26).
14 – Относительно присылки из монастыря сказки и вотчинных грамот (см. отписки 12 и 13), Белин пишет, что он проведывал у патриаршаго, Вознесенского и Новодевичьего монастырей стряпчих, каковы они сказки о вотчинах составляют, причем оказалось, что еще никто из них сказок не представлял в поместный приказ; но Новоспасского монастыря стряпчий “монастырским вотчинам сказку за руками принес и под сказкою списки с крепостей, а в сказке…написано: которая вотчина и в коем городе и в коем году дана, и кто ее именем дал в монастырь вкладу, и что к той вотчине деревень и починков и пустошей, и на каком урочище стоит”. При этом Белин сообщает, что 157 года ноября 13 государь указал, “которые слободы патриарши и митрополичьи и владычни и монастырские и бояр и окольничих на Москве и в городах на посадах, а живут в них торговые и ремесленные люди, и те слободы и с торговыми и с ремесленными людьми взять на государя” ; список с этого указа Белин посылает игуменье и келарю. Белин посылает также список с челобитной Суздальцев посадских людей на архиепископа, на Спасский и Покровский монастыри, “будто завладели их посацкою землею и слободы учинили большие, чтобы государь их пожаловал, велел землю и слободы и крестьян по промыслу и по торгу взять в Суздаль на посад”. Белин предлагает посоветоваться об этом сообща и отписать ему. На место Василия Владыкина, в Покровский монастырь бьет челом государю Василий Григорьев Квашнин, и ему велено быть в монастыре, хотя в приказе Большого Дворца “челобитья ево и по се число не обьявилось, и в иных приказах проведать не мочно”. На обороте 27 листа помета: “157 года декабря в 4 день подал отписку монастырский слуга Правда Федоров”, (листы 27 – 29).
15 – Белин извещает о назначении в Покровский монастырь на место Василия Владыкина Василия Григорьева Квашнина: “буде, государыни, пишет Белин, дворенин к монастырювам не надобен, и вам бы велеть написать заручная челобитная и прислать бити челом”. Белин просит прислать поскорей сказку и списки с вотчинных грамот; Ростовского митрополита стряпчий и других монастырей стряпчие сказки уже представляют в Поместный приказ ; Белин посылает игуменье и келарю список со сказки Ростовского митрополита (список со сказки – на л.31). Белин просит также прислать поскорей стрелецкие деньги, которые с него спрашивают в Стрелецком приказе. На обороте 30 листа помета: “157 года декабря в 9 день привез отписку архиепискуплев сын боярской Григорей Черкасов”, (листы 30 – 31).
16 – Белин извещает, что он подал заручную челобитную от игуменьи и келаря с сестрами в приказ Большого Дворца, чтобы государь пожаловал, дворянина в монастырь отпускать не велел. Белин поднес также отписку от игуменьи и келаря боярину Василию Ивановичу Стрешневу и словесно ему бил челом, чтоб он “милостию своей заступил, а боярину и дворецкому князю Алексею Михайловичу поговорил, чтоб он дворенина отпускать не велел”. Ходатайство имело успех, и князь Алексей Михайлович Львов дворянину Василию Квашнину ехать в Покровский монастырь не велел. Обычной пометы на обороте нет, листы 32 – 33.
Все письма на 33 листах.
Источник: “Описание актов собрания графа А.С. Уварова. Акты исторические, описанные И.М. Катаевым и А.К. Кабановым. Под редакцией профессора М.В. Довнар – Запольского”. Москва. Типография Г. Лисснера и Д. Собко. Воздвиженка, Крестовоздвиженский переулок, дом Лисснера. 1905 год. Орфография и стиль сохранены, с адаптацией к современному правописанию. Документ подготовил к публикации В.Е. Махалов.
Упоминание: 1648 год, 17-