1647 год, май. Патриаршая Грамота Cерапиону, Архиепископу Суздальскому и Торусскому - Гаврилов Посад - городок наш небольшой

Перейти к контенту

Главное меню:

1647 год, май. Патриаршая Грамота Cерапиону, Архиепископу Суздальскому и Торусскому

Логотип сайта



1647 год, май. Патриаршая Грамота Cерапиону, Архиепископу Суздальскому и Торусскому, о собрании сведений об исцелениях, проистекающих от иконы Казанской Божией Maтери, явившейся в Суздальском уезде.








            
Благословение великого господина святейшаго Иосифа, Патриapxa Московского и всея Руси о Святем Дусе сыну и сослужебнику нашего смирения Серапиону, Архиепископу Суздальскому и Торусскому. Писал ты, сыну, к благочестивому Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу всея Руси и к нам Патриарху, что, в нынешнем де во 155 году июня в 21 день писал к тебе Суздальского уезду государевы дворцовые Гавриловские слободы прикащик Петр Кругликов, что де, в нынешнем же во 155 году маия в 14 день, в Суздальском yезде, в твоей архиепископьи государева дворцового села Глумова, близко деревни Грибанова, на пустоши Осовицах, в часовне, обьявился образ пречистыя Богородицы казанския, и
от того де образа милость велия, исцеление и проща многая,


а пришол де с тем образом трудник с Низу, с Лебедина Острова, и ты де его, сыну, роспрашивал, а в роспросе сказал, что его зовут Авксентьем Васильевым сыном, Ростовского уезда, нашей вотчины села Караши деревни Борушки крестьянин: был де он скорбен, отнялися у него ноги да рука левая, лежал год, и в той болезни обещался итти в Казань пречистое Богородицы помолитися, и ему де стало полегче, и приехав де он в Казань от образа пречистые Богородицы получил исцеление, стал от тое скорби здоров и после де пречистые Богородицы получил исцеление, стал от тое скорби здоров и после де того явися ему во сне образ пречистые Богородицы Казанские, что де велела ему итти за Волгу, на Лебедино Озеро, и тружатися на той пустыни;

и он де, выменя образ пречистые Богородицы Казанские, штилистовую икону, и пошед, доведался Лебедина Озера, меж Козмодемьянска и Василя города, на Луговой стороне, в лесу, от Волги верст с тридцать, и сделал себе лачушку, и стал жить; и в третей де день вышел он из тое лачушки и увидел образ пречистые Богородицы Казанские написан на болшой цнъ(?), стоит у сосны близ той лачушки, и он де Авксентей около того образа огородил и покрыл лесом, и жил в той пустыни болши шти годов; а в нынешнем де во 155 году, в великий пост, за две недели до светлого воскресения, явяся ему та икона пречистые Богородицы, чтоб ему, взяв ее образ, итти из тое пустыни вон; и он де, взяв тот образ и меншую пядницу, что выменял в Казани, пошол; и как де пришол в Суздальской уезд, государева дворцового села Глумова в деревню Грибанову, и у него де отнялися ноги, и ночевал он в той деревни и на утро едва добрел до пустоши Осовиц, до часовни, и тот образ пречистые Богородицы поставил в часовне;

и Глумовские де клади поп Тихон стал у того образа пети молебен, и ему де Авксентью ногам стало легче, и с того де времени учали приходить многие молебщики, и почала быть от того образа пречистые Богородицы Kaзанские многим людем в различных скорбех проща и исцеление; и ты де, сыну, посылал приказного своего человека да соборные церкви ключаря того образа досмотрить и тех людей допросить, которые от того образа милость и исцеление получили; и они де тебе сказали, стоит де тот образ пречистые Богородицы Казанские меж Юрьева Полского и Гавриловские слободы, государева дворцового села Глумова на пустоши Осовицах, в часовне, где была церковь Николы Чудотворца, а цка де того образа шти пядей, а ширина пять пядей, а писмо стройно, и молебщики у того образа многие люди розных городов безпрестани, и от того де чудотворнаго образа чудеса и милость велия (великия?), в различных скорбех многие люди исцеление получают;

и ты де, сыну, слыша такое великое дело, в забвении положить не смел и о том ты, сыну, к Государю и к нам Патриарху писал. И благочестивый Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всеа Русии и мы Патриарх, слушав твоей отписки, указали к тебе о том послать нашу грамоту.—И как к тебе, сыну, ся наша грамота придет, и ты б, по государеву цареву и Великого Князя Алексея Михайловича всеа Pyсии указу и по нашему приказу, ехал в государево дворцовое село Глумово, на пустошь Осовицу, сам, и про тот чудотворной образ пречистые Богородицы Казанские сыскал тутошними и околними многими людми, верст по пяти, и по шти,и по десяти, и по двадцати, и по тридцати, и болши, архимариты и игумены, и попы, и дьяконы, и дворяны, и детми боярскими, и всяких чинов людми, что от того чудотворного образа пречистые Богородицы Казанские многим людем от всяких различных скорбей исцеление было ли? и будет было, и кого имянем исцелила?
и тем людем, которых людей пречистая Богородица исцеляла, Глумовские клади у попа Тихона записка есть ли?

и будет есть, и ты б тех людей, против той записки, или по их сказке, велел поставить перед собою и их роспрашивал накрепко, что их скорбь была, и как исцеление от той чудотворной иконы пречистые Богородицы Казанские получили, и сколко числом всяких чинов людей тутошних и розных городов пречистая Богородица исцелила и какими различными скорбми? да кто что тебе, сыну, в сыску сыскные люди в свидетельстве про ту чудотворную икону пречистые Богородицы Казанские скажут и которых людей исцелила, и ты б, сыну, сыскных людей и которых исцелила велел речи их написать на список подлинно, порознь, да те свидетельствованные речи, за своею рукою и сыскных людей и которых она пречистая Богородица своим чудным образом исцелила за их руками и отцев их духовных, совершив прислав к нам, к Москве; да о том бы еси, сыну, отписал к нам, к Москве, а отписку свою и те обыскные речи велел подать в нашем Судном Приказе боярину вашему Василью Федоровичу Япову (Янову?) да дьяком нашим Василью Потапову да Ивану Ковелину. А милость Божия, и пречистые Богородицы и великих святителей Петра и Алексеяя и Ионы Московских и всеа Pyсии Чудотворцов молитвы, и нашего смирения благословение, да есть и будет с твоим святительством ныне и во веки.


Подлинник, найденный в бумагах Суздальскаго Кафедральнаго Собора, писан столбцем на 4-х листках, с скрепою по склейкам:  Диак Иван Ковелин. Был свернут пакетом и запечатан, имеет на обороте надпись: О Святем Дусе сыну и сослужебнику нашего cмирения, Серапиону, Архиепископу Суздалскому и Торускомy.—155 Августа в 31 день привез государеву патриархову грамоту Андрей Кислово.

Источник: “Акты, собранные въ библiотекахъ и архивахъ Россiйской Имперiи Археографическою экспедицiею Императорской Академiи Наукъ. Дополнены и изданы Высочайше учрежденною Коммиссiею. Том четвёртый. 1645 – 1700.”
Орфография и стиль сохранены, с адаптацией к современному правописанию. Документ подготовил к публикации В.Е. Махалов.


Первое упоминание Грибановского святого источника в документах.

Ключевые слова
: 1647 год, 17-й век, документы, Грибаново, Глумово (село), религия, Грибановский святой источник, первое упоминание,


























Яндекс.Метрика
 
 
Главная | Гаврилов Посад | Гаврилово-Посадская земля - документы из истории | Документы до 1600 года | Документы с 1601 по 1789 год | Документы с 1790 по 1860 год | Документы с 1861 по 1916 год | Документы с 1917 по 1940 год | Документы с 1941 по 1953 год | Документы с 1954 по 1984 год | Документы с 1985 по 2000 год | Документы с 2001 по 2010 год | Документы с 2011 по 2020 год | Документы с 2021 по 2030 год | Села и деревни района, их история | Исчезнувшие села и деревни, их история | Люди, оставившие свой след в истории Гаврилово - Посадской земли | Культурная жизнь Гаврилово - Посадской земли | Археология Гаврилово-Посадской земли | Страница 984 | Страница 985 | Книга Памяти Гаврилово-Посадского района | Краеведческие публикации о Гаврилово-Посадской земле | Традиции кузнечного мастерства | Фотоальбомы Гаврилово-Посадской земли | Достопримечательности Гаврилово - Посадской земли | Союз краеведов Ополья | Гаврилово - Посадское благочиние | Главная Карта Сайта
Назад к содержимому | Назад к главному меню