1623 год, 30 марта. Жалованная несудимая грамота Суздальскому Покровскому девичьему монастырю - Гаврилов Посад - городок наш небольшой

Перейти к контенту

Главное меню:

1623 год, 30 марта. Жалованная несудимая грамота Суздальскому Покровскому девичьему монастырю

Логотип сайта



1623 год, 30 марта. Жалованная несудимая грамота Суздальскому Покровскому девичьему монастырю.





Божиею милостию мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Федоровичь, всеа Русии Самодержец, пожаловали есмя Покрова Пречистыя Богородицы девича монастыря, что в Суждале, игуменью Ульянею да келаря старицу Олену с сестрами: положили оне перед нами Царя Василья Ивановича всея Русии жаловалные четыре грамоты, за приписью дияка Павла Матюшкина, 114 году. В первой грамоте написано: вотчина их, в Суздалском уезде, у монастыря село Селцо, да селцо Ярлыково с деревнями, да селцо Хрипилево с деревнями, да селцо Булгаково, да селцо Чернцы, да в Медвежье Углу село Волово с деревнями, да в Стародубскомъ уезде село Княже с деревнями, да полселца Васильевского с деревнями. Да в другой грамоте написано: что их монастырек Святых Праведных Богоотец Иакима и Анны в Суздале, внутри города, и дворы монастырьские на посаде, да в Суздалском уезде, в Onолье, село Гавриловское, да селцо Обакумле, да селцо Новоселка
, да деревня Турыгино, да село Павловское с деревнями и с починки и с пустошми, да село Вышеславское с деревнями и с починки, да село Романчюково, да в Москрвскомъ уезде, в Быкове стану, село Взлошки, да того же села монастырек Святый Великий Мученик Христов Никита, да в Володимерскомъ уезде, въ Ополском стану, селцо Дубенка, да в Юрьевскомъ уезде Полского половина селца Чагина, да село Шипово с деревнями, да слободка Шипово, да в Нижегородскомъ уезде деревня Трофимово, на речке на Ушаковке. А в третьей жаловалной грамоте написано: вотчина ихъ монастырьская, в Володимерском уезде, волость Талецкая, а в ней погост, а на погосте церковь Николы Чюдотворца да теплая церковь Ильи Пророка, а к тому погосту деревень: деревня Ряхово, деревня Денисово, деревня Лушки, на речке на Возотме, деревня Волково, деревня Скородня, деревня Заозерье, деревня Хмелники над Кладковым болотом, деревня Чертовикъ, деревня Боблово на болоте на Боблове, на обе стороны, деревня Ивишенево, деревня Мишино на речке Ивешеневе, деревня Сереброво, деревня Леженица на реке на Ступице, деревня Ступино на речке на Ступенке, деревня Ямное на Веретеях, деревня Парфеново на речке на Секше, деревня Мынцово на речке на Секше, деревня Сколозубово на речке на Секше, деревня Хмелники, починок Елхов Мокрецо, пустошь Истопниче; погост Николской на Веретее, на речке на Возотме; деревня Старое Задор, деревня Филяндино над Котовым болотом, деревня Объедово на речке на Увоти, деревня Сухолжино, деревня Ямки на речке на Наромше, деревня Дворишко на Наромше же, деревня Денисово на Наромше ж, деревня Туково, деревня Шелухино Селище, деревня Трофимово, починок Гумнище, деревня Яковлево, деревня Яковлево же, пустошь Родивоново, деревня Починок на речке на Увоти, деревня Михалцово, починок на реке на Офремке, деревня Свинкино на речке на Лубнице, деревня Ивашково на речке на Печюге, деревня Гридино, пустошь Устинья на речке на Талше, да на речке на Увоти на Клине деревня Раменье Высокое, деревня Кропивная, деревня Сколозубово над Чистым болотом; а угодья в той волости река Увоть, а по оба берега тое реки пожни до озер: озеро Овсяниково, озеро Церковное, озеро Шюренба, озеро Старица, озеро Соляное, что из него соль варят, а у того озера три варницы, а против того озера слободка, а живутъ в ней соловары, да озерко Сенгирь, озеро Березница, озерко Старушка, озерко Климцово, озерко Кривяка, озерко Западное, с лесы с бортными, и с озеры, и с рыбными и с бобровыми ловлями, и с варницами, и со всеми угодьи, и с оброки с медвяными и с денежными. А в четвертой грамоте написано: вотчина их в Белозерском уезде село Ухтома, а в ней церковь Успенья Пречистыя Богородицы, а к тому селу у Белаозера, на наволоке на Чише, деревня Переезд, пустошь Дурасово, пустошь Лезгино, со всеми угодьи. И мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Федоровичь всеа Русии, и отец наш Государев Великий Государь Святейший Патриарх Филарет Никитичь Московский и всеа Pycии, Покрова Пречистыя Богородицы девича монастыря игуменью Ульянею да келаря старицу Олену с сестрами пожаловали, велели те прежние жаловалные грамоты переписати на наше Государево Царево и Великого Князя Михаила Федоровича всеа Pycии имя, и тое их вотчину написати в сю нашу Государеву жаловалную грамоту, по нашему Государскому указу и по уложенью, и с тое их монастырьския вотчины их монастырским людем и крестьяном, наших никаких податей и денежных всяких поборов, и казачьих хлебных запасов, и кормов, с сошными людми не давати, опричь ямских денег и стрелецких хлебных запасов и городового и острожного дела, а ямские им денги и стрелецкие хлебные запасы давати, и городовое и острожное дело делати, по писцовым и по дозорным книгам, с живущего, с сошными людми вместе; и кто у нихъ в той монастырской вотчине учнут жити людей и крестьян, и тем их людем и крестьяном нашия дани, и полоняничных и пищалных и подможных денег, и столовых запасов, и посошных людей, и за ямчюжное и за засечное дело, и луговых поворотных денег ни в которые городы не давати, и пушечного и взрубов и на зелейной двор зелья делати не ходят и денег не дают, и во всякие потуги и в розметы с посадскими людми не тянут ни во что, и с подводами на ямех не стоят, и на яме охотников не выбирают, и с посошными людми ни в какие пошлины не тянутъ, и коня моего не кормят, и сен не косят и не возят, и закозщиком пошлин их и покопенных денег и пятна и подъемного не дают, и ягод и рыжиков и цветов не берут, и к ямчюжному делу сору и дров не возят, и золы не дают, и анбаров ямчюжных не делают, и тюрем не ставят, и у тюрем сторожи не стерегут, и целовалников к тюрмам и к губным делам, и к ямчюжному делу, ни к тамге, ни к денежному сбору, и к иным ни к которым делам не дают, и двора наместнича и волостелина не ставят, и тукового не дают, и пашни не пашут, и хлеба нашего не молотят и не возят; а бояре наши, и наместницы, и земские судьи, и слободские и волостные и всякие судьи слуг и крестьян и всяких монастырьских людей не судят ни в чем, оприче душегубства и розбоя и татбы с поличным; и кормов наместничих и волостелиных не платят: и праветчики и доводчики и всякие пошлинники поборов своих не берут, и не въезжаютъ к ним ни почто, а ведает и судит монастырьских слуг и людей и крестьян игуменья да келарь с сестрами, сами во всем, или кому прикажут; а случится суд смесной тем их монастырьским слугам и людем и крестьяном с городскими, или с волостными людми, и наши бояря и наместницы тех монастырских слуг и людей и крестьян судят, а игуменья с сестрами или их прикащик с ними же судит; а прав ли будет, или виноват, монастырской слуга или крестьянин, и он в правде и в вине игуменье с сестрами, или их прикащику, а городской или волостной человек в правде и в вине бояром нашим и наместником и их тиуном; а кому будет чего искати на игуменье с сестрами, и на их прикащиках, и на людех, и на крестьянех, ино их судят в году на  три сроки, на Рожество Христово, да на Троицын день, да на Семен день Летопроводца, а оприче тех указных трех сроков ихъ монастырьских слуг и людей и крестьян не судят ни в чем; а учинится в монастырьских селех и в слободах душегубство, кого гром убьет, или с древа убиется, или утонет, или озябнет, или сгорит, или кого зверь съест, или от своих рук утеряется, или кого возом сотрет, или иною какою смертию умрет, или кто подкинет убитым человеком, или кого водою принесет, а обыщется про то в правду, что учинилося безхитростно, и бояром нашимъ и воеводам, и дияком, и всяким судьям и их тиуном, веры и продажи и всяких пошлин нет; а являти им тех убитых людей нашим приказным людем и судьям, и похоронные у них грамоты имати безпошлинно; также к монастырьским людем и к крестьяном никто никакие люди на пиры и на братчины незваны к ним пити не ездят, акто к ним на пиры и на братчины npидет пити незван, а учинится у них в том пиру какая гибель, и тому незваному та гибель платити вдвое, без суда и без исправы; а кто по монастырскихъ людей возмет пристава, и по них ездит даной пристав, а дает их на поруки на теж указные на три сроки, опричь лихих людей, татей и разбойников; а въ лихих делахъ, в татьбах и в розбоях, по монастырских людей и по крестьян ездит неделщик с записми, и на поруки дает их безсрочно; а кто на них накинет срок  силно, не по тем указным сроком, и мы им к тем срокомъ ЕЗДИТЬ не велели; а кто на них возмет безсудную или правую грамоту, не по тем сроком, и та безсудная не в безсудную, и правая не в правую, а пристав езду лишен. Также есмя игуменью и келаря с сестрами пожаловали: воеводы наши, и дияки, и дети боярские, и всякие служилые люди, и псари, и соколники, и всякие ездоки, в монастырьских селех и в деревнях силно не  ставятся, и подвод и проводчиков, и кормов своих и конских, у них не емлют; а кто у них станет, и они корм свой и конской у них купят по цене, как им продадут; а что их монастырьскиe слуги и крестьяне из монастырьских вотчин повоз хлебной всякой повезут в монастырь, на монастырьской обиход, а не на продажу, и с того их повозу их монастырьские люди и крестьяне мыта, и тамги, и по рекам перевозу и мостовщины, и никаких пошлин не дают.  А кто через сю вашу Государскую жаловалную грамоту игуменью и келаря с сестрами, слуг и крестьян, чем изобидит, и тому от нас Великого Государя   Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всеа Русии быти в опале. Дана ся наша Государская жаловалная грамота в нашем царьствующем граде Москве, лета 7131 Марта в 30 день.
А у подлинной Государевы грамоты припись Государева дияка Прокофья Пахирева, а справка подьячего Кирила Немцова. К сему списку печать Покровская приложена.
Современный список, из портфелей Аpxeoграфической Экспедиции, писан столбцем на пяти листках, безъ скрепы. Печать черновосковая сохранилась.


Источник: “Акты историческiе, собранные и изданные Археографическою Коммиссiею. Санктъ-Петербургъ, В Типографии Экспедиции заготовления Государственных бумагъ. 1841 год.”
Орфография и стиль сохранены, с адаптацией к современному правописанию. Документ подготовил к публикации В.Е. Махалов.



Упоминание: 1623 год, 17-й век, документы, Рыковская Новоселка (село), Дубенки (село), Шипово (деревня), Шипово - Слободка (село),




Яндекс.Метрика
 
 
Главная | Гаврилов Посад | Гаврилово-Посадская земля - документы из истории | Документы до 1600 года | Документы с 1601 по 1789 год | Документы с 1790 по 1860 год | Документы с 1861 по 1916 год | Документы с 1917 по 1940 год | Документы с 1941 по 1953 год | Документы с 1954 по 1984 год | Документы с 1985 по 2000 год | Документы с 2001 по 2010 год | Документы с 2011 по 2020 год | Документы с 2021 по 2030 год | Села и деревни района, их история | Исчезнувшие села и деревни, их история | Люди, оставившие свой след в истории Гаврилово - Посадской земли | Культурная жизнь Гаврилово - Посадской земли | Археология Гаврилово-Посадской земли | Книга Памяти Гаврилово-Посадского района | Краеведческие публикации о Гаврилово-Посадской земле | Традиции кузнечного мастерства | Фотоальбомы Гаврилово-Посадской земли | Достопримечательности Гаврилово - Посадской земли | Союз краеведов Ополья | Гаврилово - Посадское благочиние | Главная Карта Сайта
Назад к содержимому | Назад к главному меню