1623 год, 22 октября. Жалованная сводная грамота царя Михаила Федоровича Владимирскому Рождественскому монастырю (деревня Урусобино) - Гаврилов Посад - городок наш небольшой

Перейти к контенту

Главное меню:

1623 год, 22 октября. Жалованная сводная грамота царя Михаила Федоровича Владимирскому Рождественскому монастырю (деревня Урусобино)

Логотип сайта



1623 год, 22 октября. Жалованная сводная грамота царя Михаила Федоровича Владимирскому Рождественскому монастырю (деревня Урусобино)





Божиею милостию мы, великий государь царь и великий князь Михаил Федорович, всеа Русии самодержец, пожаловали есмя богомолцов своих Рожества пречистые богородицы и преподобнаго великого чюдотворца Олександра Невского, что в Володимере, архимарита Перфириа з братиею, или хто по нем в том монастыре иный архимарит и братия будут.


В прошлом во 131-м году по нашему указу положили они перед нами жаловалную грамоту блаженные памяти деда нашего государя царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии 85-го году за приписью дьяка Степана Лихачева, и в 92-м году дяди нашего государева на государево царево и великого князя Федора Ивановича всеа Русии имя та грамота подписана; а в той жаловалной грамоте написано:


Вотчина их монастырьская в Володимере на посаде сорок дворов, да в Володимерском уезде в Ополском стану село Новгороцкое, село Горицы, село Ковалево, селцо Семеновское з деревнями — деревня Воронцово, деревни Варшинские, село Арбузово з деревнями — в Славцове деревни, да за рикою за Клязмою деревни по Высокой реке, да по Раменнице, да в Медушах селцо Пересекино з деревнями; да в Суздалском уезде село Весь, село Улола, село Василково, село Кощеево
, селцо Баскаково, деревня Урусобино; да в Муромском уезде село Пестенкино з деревнями; да у них же на Холую две варницы соляных, да двор монастырьской, да рыб¬ные ловли на реке на Оке в Подвязье.

Да они ж положили перед нами нашу жаловалную грамоту 123 году, за приписью дьяка Добрыни Семенова; а в той нашей жаловалной грамоте написаны те ж их монастырьские вотчины, что написаны деда нашего государева государя царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии в жаловалной грамоте, да монастырьская ж вотчина в Московском уезде в Шахове стану село Шахово, Численое то ж; да к нему ж припущено в пашню деревня Тимонино да селище Власьево; да в Володимерском уездо селцо Ратмирово з деревнями, да в Санниче селцо Юрово с пустошми, да в Колпском стану деревня Борок, селцо Маслово, да в Ополском стану селцо Парфеньевское, Семеновское тож, да селцо Мосино с пустошми, да в Боголюбском стану деревня Горка з деревнями; да за посадом за речкою за Рпенью луги, сенные покосы, да рыбные ловли, река Клязма с озеры и с-ыстоки и з глушицы; да в Юрьевском уезде Полском в Боголюбском стану селцо Полашкино, да деревня Середниково; да в Стародубе Ряполовском пустошь Чернцы с пустошми, пустошь Матвеево с пустошми; да в Суздалском уезде в Тимошине Углу село Миколское в Полькех з деревнями, да деревня Крутое, да деревня Савино; да в Стародубском уезде на Криве Бору деревня Гридино з деревнями, да в Завидичах в Завражье деревня Фатьяново з деревнями, да полселца Васильева; да в-Ылмехотцком стану деревня Бурышино, да пустошь Ваулова на реке на Колакше.


Да они ж положили перед нами нашу ж жаловалную грамоту 125 году за приписью дьяка Ивана Шевырева, а в той грамоте написано:
Их монастырьская вотчина в Курмышском уезде под черным под Пьянским лесом на речке на Сундовике, да на речке на Настасье пустоши ис порозжих земель — пустошь Яковлевская да Ширяевская Ежовых с пустошми.


Да они ж положили перед нами жаловалную грамоту деда нашего блаженные памяти государя царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии за приписью дьяка Захарья Панфилова 61-го году, а в той жаловалной грамоте написано:


Монастырские их рыбные ловли — Подвяские воды — на реке на Оке с пески с Кичкиным, з Белным, з Быстрым, с Езовым — от Сеймы по Дудинские воды.
А по Нижегороцким книгам писма Федора Киселева с товарищи лета 7012 году написаны те Подвяские воды вверх по реке по Оке на луговой стороне:
выше Ломова острова песок Язовой, да выше Козья песку песок Быстрой, да выше Быстрого песку волошка Засуха, а протекла в Кляпбор; а на горней стороне против песку волошка Подвязская до Островца до Малово, да речка Подгорняя, да заводь Подвяская; да выше заводи Подвяскио песок Кичкин.
Да они ж ПОЛОЖИЛИ перед нами даную 62-го году, что дал им в монастырь по государеве цареве и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии грамоте князь Семен Гундоров Стародубской у Подвязских вод по-двор место на непашенной земле на пойме в длину тритцать сажен, а поперег дватцать сажен.
Да они ж положили перед нами сотную 52-го году с Володимерских книг писма Романа Обрасцова с товарищи за приписьми подьячих Савлука Иванова да Ивана Дмитреева, а в той сотной написано:


Вотчина их монастырьская в Володимерском уезде в Ополском стану село Веризино. под Кузячкою на реке на Содошке, да на реке на Рпени, на Олховом болоте, мелница домовая, да на реке на Клязме, на пойме в Заозерье двор монастырьской рыбным ловцом на приезд; да в Клековском стану пустошь Байгуша.


Да они ж положили перед нами купчюю 127-го году за приписью дьяка Ивана Шевырева, а в купчей написано, что продал в Рожественной монастырь нашь крестовой дьяк Иван Семионов двор свой на Москве в Кремле городе у Николских ворот.


И мы, великий государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии самодержец, и отец наш государев, великий государь святейший патриарх Филарет Никитич московский и всеа Русии, из Володимеря Рожественого монастыря архимарита Перфирия з братиею пожаловали и велели им монастырьскою вотчиною селы и деревни, и починками, и пустошми, и дворы, и дворовыми мостами, и рыбными ловлями, и всякими угодьи владети о всем по-прежнему и по сей нашей государьской жаловалной грамоте. И с тое их монастырьские вотчины их монастырьским людем и крестьяном нашим никаких податей и денежных всяких поборов и казачьих хлебных запасов и кормов не давати, опричь ямских денег и стрелецких хлебных запасов и городового и острожного дела; а ямские им денги и стрелецкие хлебные запасы давати и городовое и острожное дело делати по писцовым и по дозорным книгам з живущего с сошными людми вместе.


Так же есми архимарита Перфирья з братиею пожаловали: Рожественного монастыря с вотчины осминничья, ни тукового, и закосу, и ямчюги не варят, ни мыта, ни тамги, ни весчего, ни померного, ни пятна, ни подымного не платят; и подвод у них не емлют, и с подводами на ямех не стоят, и кормов наших конских не дают, и лугов не косят, и хлеба пашего не молотят и не возят, и ямского двора не делают и не ставят; и на городе и на остроге и у городовых ворот сторожи их не стоят и не стерегут, опричь ратных вестей; и тюрем не ставят и у тюрем сторожи их не стоят и не стерегут; и целовалников к тюрьмам, и к губным делам, и к денежному збору, и к тамге, ни к мыту, ни к перевозу не емлют и мостов не мостят; и по рекам перевозов и мытов не дают; и к ямчюжному делу сору и дров не возят; ни с соцкими, ни с пятидесятцкими, ни з десяцкими и с черными людми всякого тягла не тянут и не делают; и на лоси и на медведи и на волки и на лисицы не ездят; и ловчие наши и охотники и псари в их монастырьскую вотчину не въезжают и станов не чинят, и сабак наших не кормят, и подвод и проводников не емлют. и поборов своих не берут. А как поедут из монастыря старцы и слуги на рыбную свою ловлю на Низ — на Оку в Подвязье, что сумеж з Дудинскими водами, и назад в монастырь, и они наших пошлин не дают.


И наместницы володимерские и суздалские и юрьевские и муромские и иных городов монастырьских старцов и слуг и крестьян не судят ни в чем, опричь душегубства и розбоя и татбы с поличным, и кормов своих не емлют; и доводчики и праведчики и их люди к ним не въезжают ни по что, ни поборов своих не берут; и денежные зборщики и посланники в их вотчину по данные денги и для всяких наших податей не въезжают. А случитца суд сместной тем их монастырьским людем и крестьяном з гороцкими или с волостными людми, и наместницы наши володимерские и суздалские и муромские и иных городов судят, а архимарит з братиею или их приказщик с ними ж судит; а прав ли будет или виноват монастырьской человек, и он в правде и вине архимариту з братиею или их приказщику; а наместницы наши и их тиуны в монастырьского человека не вступаютца ни в правого, ни в виноватого.
А кому будет чего искати на архимарите з братиею или на их монастырьских слугах и на крестьянех, или им на ком будет чего искати, ино их сужю яз, царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии, или яз кому прикажут их судити.


А по нашему государьскому указу в судных делех искати им и отвечати в году на три сроки — на Рожество Христово, да на Троицын день, да на Семен день Летопроводца; а опричь тех наших указных трех сроков, на иные сроки их не судити и на поруки их не давати; а кто возмет и безсудную, или правую, или зазывную грамоту, или пристава не по тем нашим указным сроком, и те грамоты не в грамоты, а пристав езду лишен.


А случитца у них на их монастырьской земле какое душегубство, а не доищутца душегубца, и они дают веры за голову два рубли, а болши того монастырьским людем и крестьяном веры и продажи нет. А случитца у них в их монастырьской земле какое душегубство безхитростно — кого гром убьет, или хто в воде утонет или згорит, или кого зверь сьест, или з древа убьетца, или кого в лесу деревом заразит или мертвого водою к монастырьской земли принесет, или иною какою смертью умрет, а обыщут про то, что учинилось безхитростно, и монастырьским людем и крестьяном в том веры и продажи нет.
Также есми их пожаловали: воеводы наши и ратные и всякие проезжие люди в их монастырьских селех и в деревнях силно не ставятца, и подвод и проводников и кормов своих и конских у них силно не емлют; а кому у них случитца стати, и он корм свой и конской купит по цене, как ему продадут.
Также есми их пожаловали: к их монастырьским людем и ко крестьяном на пиры и на братчины нихто никакие люди пити незваны не ходят; а хто к ним придет пити незван, и они того незваного вышлют вон безпенно; а не послушает — вон не пойдет и учнет пить силно, а учинитца в том пиру какова гибель, и тому незваному та гибель платити без суда и без правды.


Также есми их пожаловали: их монастырьские люди и крестьяне наших повозов не возят, и на их монастырьских людей и на крестьян никоторых розметных дел не розметывают, и в съезжую избу на бумагу и на чернила и на свечи и дрова и подьячим и сторожом никаких зборных денег не дают.


Также есми их пожаловали: по нашему государьскому указу купити им всяких монастырьских годовых запасов на церковной обиход-воску пятнадцать пуд, ладану пять пуд, 40 пуд меду, да хлеба ржи и овса и всякого ярового по тысячи по пяти сот четьи на год; да в Нижнем, и в Казани, и в Астрахани, и в верховых городех 2000 пуд соли; 200 осетров мерных, 30 колух, 50 шеврюг, 10 пуд икры чорные, 300 пучков вязиги, 10 пуд рыбья жира, 200 мтей сущу белово, 500 пластей, две бочки пупков, 5 пуд молок, 5 пуд семги, 10 четьи снетков, 20 пуд масла коровья, 50 пуд хмелю; да железа и укладу и гвоздей на монастырьской обиход и на мелничную поделку на 20 рублев; да им же купити лошедей и коров и всякие животины на 100 рублев; и как оне те всякие монастырские годовые запасы учнут в которых городех покупати и возити в монастырь — лете в судне или на телегах, а зимою на санех, и с того их со всего монастырьского с покупного запасу и с судна, и с телег, и с возов, и с людей головщины, наших никаких пошлин не имати;

а в котором городе сколко какова запасу, хлеба и соли, и рыбы, и воску, и меду, и иных каких запасов купят и сколь чего не докупят, и в городех воеводам нашим и дьяком и всяким приказным людем давати монастырьским купчинам отписки; а таможенным головам и целовалником у монастырьских купчин имати отписи, что им те всякие монастырьские годовые запасы купити однова на году, а не вдвое. А что сверх того нашего государьского указу какие запасы учнут покупати или что продавати, и с того их покупного и с продажного товару всякие пошлины имати по тому ж, как и с торговых со всяких людей по уставным грамотам.

Также есми их пожаловали: коли поедут из их монастырьских вотчин, из которого города ни буди, с монастырьскими запасы, а не с продажными, летом в судех или в телегех, а зимою на санех, и с того их монастырьского со всякого запасу наших никаких пошлин не имати и пропущати их везде безпошлинно.
А для береженья сю нашу государьскую жаловалную грамоту велели есми держати в монастыре в казне, а по городом для наших бояр н воевод и приказных людей велели есмя возити список за дьячьею приписью.


А где они сю нашу государьскую жаловалную грамоту и с сее нашие грамоты список за дьячьею приписью явят, и они явки не дают ничего.
А хто через сю нашу государьскую жаловалную грамоту архимарита з братиею и их монастырьских слуг и крестьян чем изобидит, и тому от нас, великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии, быти в опале.


Дана ся наша государьская жаловалная грамота в нашем царствующем граде Москве, лета 7132-го октября в 22 день.
Диак  Прокофей Пахирев.
На обороте: Царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии самодержец.
По сставу рукой дьяка: А подписал государев царев и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии: Диак Прокофей Пахирев.
Внизу: Справил Кирилко Немцов.



Источник: Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси. Издательство Академии наук СССР, г.Москва, 1952 год.
Орфография и стиль сохранены, с адаптацией к современному правописанию. Документ подготовил к публикации В.Е. Махалов.


Упоминание: 1623 год, 17-й век, документы, Урусобино (деревня), Кощеево (село),





Яндекс.Метрика
 
 
Главная | Гаврилов Посад | Гаврилово-Посадская земля - документы из истории | Документы до 1600 года | Документы с 1601 по 1789 год | Документы с 1790 по 1860 год | Документы с 1861 по 1916 год | Документы с 1917 по 1940 год | Документы с 1941 по 1953 год | Документы с 1954 по 1984 год | Документы с 1985 по 2000 год | Документы с 2001 по 2010 год | Документы с 2011 по 2020 год | Документы с 2021 по 2030 год | Села и деревни района, их история | Исчезнувшие села и деревни, их история | Люди, оставившие свой след в истории Гаврилово - Посадской земли | Культурная жизнь Гаврилово - Посадской земли | Археология Гаврилово-Посадской земли | Страница 984 | Страница 985 | Книга Памяти Гаврилово-Посадского района | Краеведческие публикации о Гаврилово-Посадской земле | Традиции кузнечного мастерства | Фотоальбомы Гаврилово-Посадской земли | Достопримечательности Гаврилово - Посадской земли | Союз краеведов Ополья | Гаврилово - Посадское благочиние | Главная Карта Сайта
Назад к содержимому | Назад к главному меню