Главное меню:
1572 год, 20 апреля. Память царя Ивана Васильевича IVв Суздаль Дмитрию Тумскому и крестьянину Трегубову о производстве обыска в монастырских селах Суздальского Покровского девичьего монастыря, по челобитной слуги этого монастыря, Ясака Иванова, на “накладных и посопных сел” приказчиков, Семена Кругликова, Кузьму Реутова и Степана Бруткова, по поводу учиненного ими насильно своза крестьян из монастырских сел, боя и грабежа.
От царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Руси в Суздал Дмитрею Тумскому да крестьянину Трегубову. Искал передо князем Юрем Ивановичем Токмакова девича монастыря слуга, Ясак Иванов на Семенке на Кругликове, да на Кузме на Реутове, да на Степане на Бруткове и на крестьянех их приказов. А сказывает, что де преже сего била им челом Покрова Пречистые девича монастыря игуменя Василиса на наших накладных и на посопных сел приказщиков на Семенку на Кругликова, да на Казму на Реутова, да на Степана на Бруткова и на крестьян, что де те приказщики и крестьяне и … их приказов из монастырских их сел вывезли крестьян силно, не по сроку, без отказу и безпошлино.
И по игуменину де челобитю с сестрами о том посылана грамота из Слободы в Суздал к Якову Наумову в семьдесет восмом году, а из монастырских сел и из деревень крестьян сильно не по сроку имать не велено; и те приказщики Семенка Кругликов да Стефан да Кузма Реутов по нашей грамоте того де году из Покровского монастыря из сел и из деревень крестьян у них силно, не по сроку, не имывали, а в прошлом де семдесятом в девятом году взяли у них силно, не по сроку, крестьян из монастырских сел Покровского девича монастыря из сел де из Слоботки вывезли приказщик Кузма Реутов Паню Ванина да Осифа Малюнина з братею, да Истомку Куликова, да Давытка Федорова сына, да Фетка Огафонова з братом, да Ивана Перюрина, да Иванка Куликова; да из села де из Шипова старосту Гришу Блинова, да Карпа Архипова, да Васку Левина, да Никифорка Блинова, да Филатка, да Суханю Исаева.
Да в прошлом же семдесет восмом году вывезли из села из Гляткова Худянка, да прикащик де Семенка Кругликов из того же села взали крестьянина силно Саню Федосеева, а семдесет в девятом же году взал прикащик Семенка ж Кругликов крестьянина силно без отказу и безпошлино в село в Менчаково старосту Ваську Лося, а нынешнего же году было поветрие, людеи монастырские и крестьяня вымерли во всех деревнях их и, которые де крестьяне осталися в деревне человек по пяти и по шти, и тех де крестьян достальных вывезли силно теже де наши приказщики и крестьяне, которые в сей грамоте имяны писаны в наши села вкладные и в посопные и женами, и з детми, и з хлебом, и з животы, и з статки, силно, не по их воле, а в нынешнем де в восмьдесятом году из села из Слоботки вывезли приказщик Кузма Реутов крестьян силно, без отказу и безпошлинно: Фетка Романова, да Ивашка Романова, да Растка Гаврилова, да Васку Новосела, да Нечайка Архипова, да из села из Гладкова вывезли крестьянина вывезли Ефима Иванова, да из села из Дубенки вывезли при приказщик Кузма Реутов да Сенмека Кругликов крестьян силно, без отказу и безпошлинно Некраска Самойлова, да Коняшу Семенова з братом с его с Худяком, да Теню Малцова, да старосту Первушу Олешина з братом с его с Томилком, да Ивашку Моду…ского, да Васка Малинина, да Ненеклютка да Ивашка Молахова, да Лавруша Труфакова, да Якуша Никитина, Бебяку да Вясутутху Дякова; да восмьдесятом же году приказщик Семенка ж Кругликов имал крестьян силно, безотказу и безпошлинно, из деревни из Ромакова Федку Мокеева, да Ширяйка з братом, да прикащик де Степан Брутков имал крестьян силно, безотказу и безпошлинно, Пашка из села из Шипова, Истомку Панина, да Истомку Елина, да Панку Орефина.
И все де деревни доспели пусты и хоромы деи развозили, а канун де Рожества Христова приехали Кузмины люди Реутова да довочик Ондрушка села Козлова, да довочик Олеша села Давыдовского (примечание: было 2 села -
А в Степаново место Бруткова человек его Верещага тех явок на суде запирался ж, что государь Стефан таких явок на крестьян своего приказу не давывал, и слался на явки в послушество; да Покровского же девича монастыря слуга Ясак Иванов сын и в целовалниково место в Иванково Софонова искал на Кузминых людех Реутова на Ондрешке, на доводчике села Козлова, да на Олешке, на довочике села Давыдовского, да на Истомке, да на крестьянех, на Полщике на Пятунке на Гридине села Шокшова, да на Меншике на Семенове сыне Маныксина, да на Подосенка на Селиванове, да на Ларке на Максимове сыне, Шекшовских крестьянех, да на Козловских крестьянех на Пане на Вахромееве, да на Коркине на Архипове, да на Павлике на Вахромееве, да на Кузьмине крестьянине на Иванке на Василеве сыне из деревни из Офонасовы.
А сказывает, что де деялос сее зимы в понеделник канун Рождества Христова, приехали де те Кузмины люди Реутова с теми крестьяны, которые в сей грамоте имяны писаны и с иными со многими людми в село, в Слоботку, да учали де имати хоромы силно, Ясак де да целовалник Иванко учали де им говорити, что они преж сего монастырских крестьян взали силно, не по сроку, и безотказу, и безпошлино, а ныне де емлете хоромы, силно ж. И теж Кузмины люди и крестьяне, которые в сей грамоте иманы писаны, сказали, что они крестьян монастырских возили из их деревень по нашему наказу, а ныне де им имати хоромы по наказу ж, да наказу им нашего не показали, а их де и били и грабили, да поимали де у них дву крестьянинов Обросимка Огафонова да Ондрушка Макарова, да Ясакова де человека Иванка Матвеева, а тому де Обросимку монастырской двор приказан был. А грабежю де у них взали из монастырского двора платя,, и денег, и кабал и всякого подворнаго запасу, всего пятдесят рублев с полтиною оприч безвесные головы Ясакова человека Иванка Матвеева; а тех де дву крестьянинов Обросимка да Ондрушка держали де у себя их, да их де мучили, а держали де их две недели
. А того де а… и на монастырских крестьян на целовалника Иванка научают, а велят де ему клепати и похвалятися де на них убивством, и пожегою, и всякими лихими похвалами, чтоб они того всего грабежи не отыскивали, а везли де из монастырских сел из Слоботки, да из Гляткова, да из Шипова, да из Дубенки, хором всяких, изб, и клетей, и онбаров всех полчетвортацат де и с тех же сел взали двадцат улев с пчелами нелаженных, да восмь стогов сена, а в них триста копон; а хоромам цена и улем и с улазы и мы тому всему указ учиним и против жалобницы да Кузминых людей Реутова и за крестьян за всех отвечал, которые в жалобнице имяны писаны, Кузмин племянник Реутова Тренка Василев и на суде того всего запирался в тех во ибеих делех, слались оба истцы на обыск.
И как к вам ся наша грамота придет, и выб про те дела о крестьянской вывозке и про бои, и про грабежи, и про хоромную розвоску обыскали около монастырских сел Покровского девича монастыря версты по две, и по три, и по пяти, по шти, и по десети, и по пятнатцати, и по двацати анхимариты, игумены, и попы, и дяконы по свещенству, детями боярскими, и старостами, и целовалники, и соцкими, и десятцкими, и митрополичими, и владычными и всеми крестьяны по нашему крестному целованию оприч наших трех кладей посопных сел, да хто что про те про все дела в обыску скажют, и вы б велели тем обыскным людям речи свои писати на список подлинно порознь своими руками, а которые обыскные люди грамоте не умеют, и тех бы обыскных людей речи писали на список диячки земские, да х тем б речам отцы их духовные руки свои приложили, да тот есте обыскной список прислали к Москве в приказ Болшого Дворца ко князю Юрю Ивановичу Токмакову с данным приставом с певчим дьяком с Василем с Потаповым за своими печатми и за целовалниковыми руками чеса того.
Писано на Москве лета 7080 (1572) …апреля в 20 день..
На первом листе на обороте внизу приписка: в сем свитке явки; на обороте пятого листа: явку в сем сов… и списке к грамот…; на обороте шестого листа: в сем свитке явки. Грамота на девяти листах, сохранилась хорошо.
Источник: “Описание актов собрания графа А.С. Уварова. Акты исторические, описанные И.М. Катаевым и А.К. Кабановым. Под редакцией профессора М.В. Довнар – Запольского”. Москва. Типография Г. Лисснера и Д. Собко. Воздвиженка, Крестовоздвиженский переулок, дом Лисснера. 1905 год. Орфография и стиль сохранены, с адаптацией к современному правописанию. Документ подготовил к публикации В.Е. Махалов.
Упоминание: 1572 год, 16-